logo
учебник Солонин, Каганов

322 Глава 14. Историческая типологизация культуры

варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло

античные идеалы мудрости и красоты, но вражда к ним вылилась щ

проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.

Жестокое преследование еретиков и язычников и христианское

милосердие; изощренные богословско-схоластические споры;;

о таинствах Троицы и прочих тонкостях христианского учения щ

дремучее невежество народа, для которого эти премудрости не имели

абсолютно никакого значения; варварское пренебрежение к человеческой

личности и христианская забота о спасении души — все это образовало причудливую смесь, составлявшую содержание

религиозного сознания в эпоху Средневековья.

Вытесняя язычество, церковь постепенно распространила свое

влияние на все стороны жизни общества. Необходимость во всем)

руководствоваться установленными церковью религиозными догматами

стала в средневековом мире ≪привычкой сознания≫. Церковные

правила регламентировали распорядок дня, церковный календарь

устанавливал дни праздников, церковными церемониями сопро-/1

вождались все важнейшие события человеческой жизни —рождение,

свадьба, смерть. На христианских понятиях добродетели и греха строилась

нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказание

за ≪преступления против веры≫. Религиозные мотивы во многом

определяли внутреннюю и внешнюю политику государств.

Христианское учение задавало исходные позиции, на которых

строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука находились

под строгим контролем: соответствие их содержания хрис-,|

тианскому вероучению являлось неукоснительным требованием,

которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государственной

власти. Нарушители этого требования объявлялись еретиками, |

и если они не ≪исправлялись≫, то их сжигали живьем на костре.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на ре-;

лигиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В

живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Сложились

каноны торжественного и величественного церковного песнопения,

появились такие музыкальные формы, как хорал, месса, реквием.

Особенно значителен был подъем архитектуры, которую можно,

наверное, считать главным видом средневекового искусства.

Грамотность была редким явлением в средневековом обществе.

Даже короли не всегда умели читать и тем более писать. Образованными

были, как правило, лишь люди священного звания. Образование

в обществе поддерживалось почти исключительно усилиями церкви.

Вся образовательная система носила религиозный характер.

В средневековом обществе было принято делить всех людей на

три разряда: два первых —≪молящиеся≫ (священники) и ≪воюю-