logo
учебник Солонин, Каганов

20.1. Франкфуртская школа 521

ни, при которых культура перестает быть ношей на плечах людей≫1.

Он допускает, что может быть ближе к истине тот, кто мирно смотрит

в небо, а не тот, кто правильно понимает Героическую симфонию.

Мыслитель отмечает динамику видов искусства в сфере художественной

культуры, характеризует отличительные особенности

музыкальных жанров, и в то же время фиксирует наблюдающуюся

тенденцию к деградации, вульгарности, бездушию, несдержанной чувствительности,

массовому оглуплению.

В совместной работе Адорно и Хоркхаймера ≪Диалектика Просвещения

отмечаются характерные черты культуры XX в.: она

превращается в рекламу, в товар. Поставлены проблемы социальной

ликвидации искусства, которое в качестве обособленной формы

возможно лишь как буржуазное. Книга —чрезвычайно актуальна,

хотя со времени ее написания прошло уже более полувека.

В теоретическом наследии Адорно помимо Беньямина ощущается

влияние идей его предшественников —Ницше, Зиммеля, Бергсона.

Основные идеи ≪Диалектики Просвещения≫ принимаются Г. Мар-

кузе (1898—979), который предлагает вместе с тем собственный

вариант понимания культурно-исторического развития. Его позиция

отражена в книгах ≪Эрос и цивилизация≫ (1955), ≪Одномерный

человек≫ (1964), ≪Эссе об освобождении≫ (1969) и др. В них четко

проводится различение понятий ≪культура≫ и ≪цивилизация≫. Культура

связывается им с саморазвитием человека в истории, она возникает

в сфере духовного производства, свободы, праздничности,

досуга. К цивилизации относятся сфера материального труда, жесткая

регламентация человеческой деятельности, осознание природной

необходимости. Во многих своих построениях Маркузе опирается

на учение 3. Фрейда, которое, с его точки зрения, позволяет

глубже понять механизм репрессивности разума в истории человечества.

В соответствии с учением австрийского психоаналитика

он трактует изначальную фазу человеческой истории как столкновение

принципа наслаждения и принципа реальности. Человек в

своих первичных побуждениях предстает существом, стремящимся

к наслаждению, однако природная и социальная среда препятствуют

этому, заставляя его ограничить свои желания. Таким образом, с

первых шагов своего исторического существования человек вынужден

смириться с ограничениями, налагаемыми на него обществом,

культурой, цивилизацией. Цивилизационный процесс все более

накладывает на него свои требования и ограничения, вызывая

его усиливающееся отчуждение.

' Адорно Т. Введение в социологию музыки. Вып. 1. М., 1973. С. 32.