logo
учебник Солонин, Каганов

328 Глава 14. Историческая типологизация культуры

изменяет не только материальный базис культуры, но и все ее содержание.

Культура Нового времени обращается лицом уже не

столько к небу и к Богу, сколько к земле, к обществу и к человеку.

Существенное место в ней занимают проблемы, связанные с обоснованием

экономических, политических, правовых, нравственных

принципов общественной жизни, с поиском более совершенных

форм ее организации (идеи английской политической экономии,

утопический социализм). В искусстве появляются сентиментализм

и романтизм —стили, выражающие различные реакции людей

на новые условия общественного бытия.

Европейская культура проникается духом деловитости, практицизма,

утилитаризма, который рождается буржуазным предпринимательством.*

Протестантские идеалы личной ответственности человека

перед Богом и людьми за исполнение своих земных обязанностей

приходятся здесь как нельзя более кстати. Они способствуют формированию

добросовестного отношения к труду, к семье, к собственности,

без чего было бы немыслимо развитие капитализма. Динамичность,

активность, нацеленность на получение выгоды становятся если

не всецело одобряемыми, то, во всяком случае, более или менее оправдываемыми

культурой нормами человеческого поведения.

На небывалую прежде высоту поднимается авторитет знания, добываемого

наукой и философией, что в немалой степени также связано с

подготовкой и осуществлением социальных и политических преобразований

общества. Развитие знаний, рост образования рассматриваются

как движущая сила общественного прогресса. Ученые и философы становятся

и остаются на протяжении всего Нового времени ≪властителями

дум≫ в обществе. Европейская культура в целом приобретает преимущественно

рационалистический характер, что резко отличает ее от \

средневековой культуры, где преобладали мистические настроения.

В XIX в. европейская культура Нового времени вступает в пору

зрелости. В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая

система хозяйствования со свойственными ей формами

экономических и политических отношений. Растет крупное машинное

производство, для которого нужны квалифицированные инженеры

и рабочие. Общество осознает необходимость сделать про-,

свещение более доступным для широких слоев населения. Развивается

сеть школ и профессиональных учебных заведений,

расширяется контингент студентов университетов и. институтов:

Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается.

Грамотность становится общей культурной нормой.

На новый качественный уровень поднимается техническая культу- ]

ра общества. Наука XIX в. превращается во всеохватывающую систему

знаний и приобретает классический характер. Ее основные идеи и