logo
учебник Солонин, Каганов

350 Глава 15. Исторические особенности русской культуры

Установки, приведенные в левом столбце таблицы играют в русской

культуре весьма существенную роль. Это не значит, что ими

исчерпывается специфика и что противоположные установки в ней

полностью отсутствуют. Они являются доминирующими. Рассмотрим

их подробнее.

Коллективизм вырабатывался как культурная норма, требовавшая

подчинения мыслей, воли и действий индивида требованиям

социальной среды. Эта норма складывалась в условиях общинной

жизни и патриархального быта русского крестьянства. Она, с одной

стороны, способствовала организации крестьянского труда и

всего уклада деревенской жизни (решение вопросов ≪всем миром

), а с другой —получала одобрение со стороны власть имущих,

поскольку облегчала управление людьми. Коллективистская

ориентация поведения русского человека отражается во многих

народных пословицах: ≪Один ум хорошо, а два лучше≫, ≪Один в

поле не воин≫, ≪На миру и смерть красна≫. Индивидуализм, уклонение

от сотрудничества, противопоставление себя коллективу, даже

просто нежелание поддержать общение (например, со словоохотливым

случайным попутчиком) воспринимаются как неуважение,

высокомерие, чванство. Так вести себя ≪не принято≫, это ≪бескультурье

, которое порицается общественным мнением. Антиколлективизм

подвергается осмеянию в басне Крылова ≪Лебедь, Рак и

Щука≫; гоголевский Тарас Бульба отрекается от впавшего в индивидуалистический

грех сына; душевный крах терпят одиночки,

противопоставившие себя обществу: Онегин у Пушкина, Печорин

у Лермонтова, Раскольников у Достоевского.

Россия не пережила Ренессанс, внесший струю гуманизма в европейскую

культуру, и идея уникальности, самоценности человеческой

личности хотя и высказывалась, но никогда не привлекала к

себе особого внимания в русской культуре. Гораздо более частым

мотивом было стремление ≪быть как все≫, ≪не выделяться≫. Групповая

сплоченность снимала проблему индивидуальной инициативы.

Растворение личности в коллективе, в массе порождало безответственность

за свое поведение, за личный выбор и участие в

совместном действии. Лишь к концу XX в. мысль о том, что индивидуализм

имеет не меньшую социальную ценность, чем коллективизм,

постепенно проникает в русскую культуру. Но и сейчас наше

общество с большим трудом осваивает такие понятия, как ≪права

человека≫ и ≪свобода личности≫, а личная инициатива,, требуемая

рыночной экономикой^ то принимает уродливые формы дикого мошенничества,

то вызывает не менее дикое сопротивление со стороны

приверженцев принципа ≪не высовывайся≫ (в форме поджогов

и убийств фермеров, например).