logo
учебник Солонин, Каганов

18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 471

тельно дольше. Такое общество не поддерживает быстрой смены

моды, выдвигает санкционированные государственными учреждениями

образцы, осуждает увлечение ≪чуждой≫ модой, переносит оценку

внешнего облика на внутреннее содержание личности, а в высших

слоях поддерживает стремление ≪быть как все≫.

В моде как явлении культуры есть еще один немаловажный аспект,

связанный с обновлением. Новая одежда не только изменяет

внешний облик, но оказывает влияние на манеру поведения, требует

новых впечатлений, делает человека более открытым к новшествам.

Несмотря на то что мода как социальное явление имеет групповой

характер, она не тождественна всей группе. Моду всегда принимает

только ее часть, но как только она признается полностью всей

группой, назначение ее образцов меняется и она утрачивает свои

символические черты и свойства.

Моде присуще стремление к экспансии, движению вширь, захвату

все новых и новых слоев, групп и территорий. Но в процессе

этого движения она постепенно угасает. Чем большее число людей

ее принимает, тем скорее начинается ее смена. Этот симптом хорошо

известен законодателям моды, владельцам модных салонов, торговцам.

В моде удивительным образом сплетены воедино противоречивые

черты: новизна и жажда успеха, привлекательность обновления

и стремление к стабильности. Но новизна преходяща, а

постоянство иллюзорно. Расчет на длительность моды и произведенные

затраты на приобретение товаров малообоснованны, ибо то,

что было модным, вскоре выходит из моды, стареет морально, не

дожидаясь физического износа. Мода ориентирует людей на кратковременность

своего цикла и учит ≪культуре выбрасывания≫.

Господство моды в современной жизни расширяет арену ее действия,

вовлекая в этот круговорот огромное число товаров и услуг.

Мода создает условия и возможности для выделения индивидуальности,

а также особую привлекательность для тех, кто желает быть

замеченным, любит выделиться из толпы. Но ≪моднику≫ противостоит

принципиальный противник моды, находящийся к ней в оппозиции.

Уже одно отрицание моды также создает эффект индивидуализации.

Немодность≫ —своеобразный знак внутреннего протеста,

в основе которого лежит стремление иметь особые отличия.

Принципиальная ≪немодность≫ тоже может стать модным отличием,

демонстрируя отрицание общепринятой моды. Но в том и другом

случае мода действует так же насильственно, вызывая Желание

не смешиваться с толпой и массой.

Таким образом, мода, с одной стороны, область всеобщего подражания,

освобождение индивида от ответственности за его вкус и