logo
учебник Солонин, Каганов

1.2. Аспекты постижения культуры . 15

пенный опыт создавшего ее народа; свойства климата, ландшафта и

экологии тех мест, в которых он живет; своеобразие психического

склада, образа мышления и коллективного воображения этнических

носителей культуры. Таким образом, наряду с историческим подходом,

открывшим многообразие исторических этапов, форм и типов

культуры, сложилось представление о единовременном сосуществовании

многих культур.

Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего строения,

особенностей, функций и гуманистического своеобразия стали

тем мощным импульсом, который стимулировал развитие гуманитарного

знания и, в частности, части культурологии. Существует серьезное

мнение, что культурология как наука могла возникнуть только

тогда, когда была открыта многокультурность мира и создались

предпосылки сравнительно-культурного подхода. Ни одна культура

не может быть понята только ≪изнутри≫, без сравнения и сопоставления

с другими. Это дает возможность получить объективное обобщение

и постичь законы культурных процессов.

Какими бы интересными ни были исследования конкретных культур,

центральное место в культурологии занимают общие теоретические

проблемы, без решения которых невозможно понимание самых

существенных сторон жизни человека и общества. При этом

в равной степени актуально изучение традиционных проблем культуры

и проблематики, возникающей в условиях ее современного

развития.

- Прежде всего это вопросы о том, что являет собой культура

независимо от конкретных форм, в которых она представлена,

каковы истоки и причины ее возникновения, как она соотносится

с другими формами человеческого бытия: природой, обществом,

историей.