logo
учебник Солонин, Каганов

294 Глава 12. Типологические характеристики культур

ледовательности, либо доводятся до состояния гиперреальности, становятся

простыми и чистыми≫, лишаются ≪шумов≫ и превращаются

в одномерные с кальки самих себя.

Поясним сказанное на примере научного или научно-популярного

фильма о жизни и творчестве какого-нибудь художника. В

данном случае зритель сталкивается не с самим творением, но с

некоторой коммуникативной, прошедшей технологическую обработку

последовательностью. В результате перед адресатом возникает не

великое произведение во всем объеме, а некое его подобие, да еще

в сопровождении ≪посредников≫, комментаторов, всех тех, кто участвовал

в создании фильма. Не стоит забывать, что нарушается и

режим восприятия. Перед зрителем предстает не великая картина,

а некая аудиовизуальная форма, использующая элементы картины

в качестве элементарного материала. Таким образом, он обречен

вживаться≫ не в живописный шедевр, а ≪в кинокамеру≫. Так происходит

процедура ≪рассечения≫.

Исключающая всякие помехи цифровая CD-аппаратура, совершенное,.

превосходящее воспринимающую способность человеческого

глаза изображение DVD-систем, компьютерные технологии, позволяющие

лицезреть предмет в таких деталях, в каких это невозможно

сделать при традиционном экспонировании, не только не

улучшают≫ предмет, но напротив, ≪подавляют≫, уничтожают, делают

его гиперреальной копией самого себя. Звук лучше, чем на ≪живом

концерте, изображение лучше, чем в действительности, убивают

реальность и музыкального шедевра, и художественного полотна,

превращают их в характернейшие образцы масскульта.

Теперь можно сделать выводы. Принципиально массовая культура

не отличается от немассовой европейской культуры Нового

времени: она столь же архетипична и целенаправленно коммуникативна;

не меньшее значение придает налаживанию контролируемой

циркуляции людей и вещей. Различие касается характера воздействия

на человека.Домассовая культура использовала ≪загрязненные

формы и тем самым оставляла достаточно большой простор

для инициативы субъекта, предполагала его активное вмешательство.

Она, безусловно, и опекала, и надзирала, и наказывала, и вменяла

в обязанность, но редко содержала полный перечень рекомендаций

на каждый день, предоставляя человеку право выбора в конкретных

жизненных обстоятельствах. Метафорически выражаясь,

немассовая культура действовала на уровне ≪общих указаний≫.

Массовая же культура кропотливо отслеживает всякий шаг человека,

услужливо подсказывая ему то или иное решение или предписывая,

как необходимо поступать, обязывая определенным образом