logo
учебник Солонин, Каганов

13.1. Народ, этнос, нация

В понятии ≪народ≫ часто объединяются представления о таких

социальных группах, как племя, народность, национальность, нация.

Оно далеко не столь простое, как может показаться. Что объединяет

людей в народ?

В качестве факторов, обусловливающих существование народа

как социальной общности людей, прежде всего, упоминают единство

происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако ни

один из них сам по себе еще не является необходимым и достаточным.

Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно только на

основе исторического подхода, т.е. рассматривая его в процессе

исторического развития. Характеристики народа при его развитии

изменяются. Но сам исторический процесс их трансформации и

обусловливает его сохраняющееся единство. Что общего между

стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все же это

один и тот же человек! Объединяющим фактором является запечатленная

в его памяти биография. По тому же принципу происходит

объединение народа —он цементируется в единое целое своей

историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре).

Важным элементом этой памяти выступает, в частности, самоназвание:

оно выделяет представителей народа среди других людей и

позволяет им фиксировать различие между ≪Мы≫ и ≪Они≫/С самоназванием

связано и самосознание —сознание своей принадлежности

к ≪Мы≫, к данному народу.

Исторический подход приводит к необходимости выделить по

крайней мере два различных значения, которые приобретает поня-

13.1. Народ, этнос,-нация 297

тие ≪народ≫ в разных контекстах: народ как этническая (этногене-

тическая) общность и народ как этносоциальная общность.

Этногенетическая общность, или этнос, —это социальная групйа,

членов которой объединяет этническое самосознание —сознание своей

генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое

самосознание индивида строится на его представлениях о своем

происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному

этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений

предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение

передается память о предках. В результате образуется историческая

наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная

генетическая связь, сколько представление о ней. Для этнического

самосознания важно, чьим потомком считает себя человек,

а не чьим потомком он является на самом деле. Поскольку любой

этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена

(иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счет

межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов,

постольку расистские попытки делить людей по ≪чистоте

крови≫, различать ≪чистых≫ и ≪нечистых≫ представителей этноса,

настоящих арийцев≫ и ≪неполноценных бастардов≫ и т.д. совершенно

бессмысленны. Этническая общность основана не на ≪крови

, а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое,

а социальное, или биосоциальное. . • Исторические изменения в жизни этносов переплетаются с социально-

экономическими и политическими процессами, происходящими

в мировой истории. Их сочетание и взаимодействие обусловливает

своеобразие исторических судеб народов и стран. В

больших этносах нередко возникают субэтносы, отличающиеся

специфическими чертами быта, языка, религии (например, в составе

русского народа —казаки, поморы, староверы). С другой стороны,

разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический

процесс, образуют метаэтнические общности, или суперэтносы

(например,славянский, христианский, мусульманский).

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают

различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этническим

признакам: государственно-политические, хозяйственно-экономические,

религиозные и т.д. В результате над этногенетическими

общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как

этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких

этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения,

поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не

сводятся к представлению о генетическом родстве.

298 Глава 13. Этническая, национальная и. региональная типологизация культур

Нация является этносоциальной общностью. Становление современных

наций связано с преодолением феодальной раздробленности,

развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных

отношений, ростом просвещения и культуры. Немаловажную роль

в этом процессе сыграло образование национальных государств.

Для каждой нации характерно создание единого семиотического

поля —системы известных всем ее представителям знаковых

средств (языка, традиционных форм поведения, символики —бытовой,

художественной, политической и пр.), которые обеспечивают

их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека

определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание

зависит от происхождения человека, то национальное —от его включенности

в семиотическое поле национальной культуры и чувства

причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено

этническим. Но нередко —особенно в нашу эпоху —этническое

и национальное самосознание не совпадают: в современных

нациях (прежде всего в" таких, которые, подобно русской или американской,

образовались в многонациональных государствах) есть множество

людей разного этнического происхождения —≪русские американцы

, ≪обрусевшие немцы≫, ≪русские евреи≫, ≪сибирские украинцы

и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где

бы они ни жили, пользуются термином ≪национальность≫1.

13. 2. Этническая культура

Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе

с этносами. Их исторически первая форма —племенная культура.

Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие

главным образом сферу труда и быта: ее черты проявляются

в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов,

народной медицины и т.д. Обычно она складывается как культура

устная, но с распространением грамотности постепенно

облекается в письменные формы.

1 Как в повседневной речи, так и в научной литературе до сих пор не сложилось

единообразное и однозначное употребление этнической терминологии Народы,

живущие в условиях доиндустриальной экономики, обычно называют народностями.

Таким образом именуют и просто малые по численности этнические группы.

Слово ≪нация≫ часто обозначает то же, что и ≪национальность≫: этническое

происхождение человека. Вместе с тем им пользуются для обозначения государства

или его населения в целом (например, в названии ≪Организация Объединенных

Наций≫).

- 13.3. Национальная культура 299

Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена

природной средой1. В ней выражается вековой народный опыт

жизни и рационального ведения хозяйства в данных условиях природы.

Поскольку в наше время такой опыт востребуется главным

образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в

большей мере в деревне, чем в городе.

Консерватизм, преемственность, берущая начало- в далеком

прошлом, ориентация на сохранение ≪корней≫ —характерные черты

этнической культуры. Некоторые ее элементы являются символами

самобытности народа и патриотической привязанности к его

истории: березы, самовар и сарафан у русских; овсяная каша и легенды

о привидениях в замке у англичан; клетчатая юбка у шотландцев;

сосиски с капустой у немцев; спагетти у итальянцев. Подобные

этнические символы есть у любого народа.

13.3. Национальная культура

В культуре развитой нации всегда присутствует культура этносов

(одного или нескольких), из которых эта нация образовалась.

Этническая (народная) культура —наиболее древний слой национальной

культуры. Но национальная культура не сводится к этнической.

Ее богатство преумножается на основе письменности и

образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии,

социально-политическом и технологическом развитии общества.

Лучшие достижения национальной культуры —это продукт

творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных,

эрудированных людей. Ее средоточием является не

столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотеками,

учебными заведениями. Овладение национальной культурой не

дается само собой —оно достигается в процессе образования и

самообразования и требует серьёзных интеллектуальных усилий.

' Поэтому у народов, живущих в сходных природных условиях, обнаруживается

много общего в культуре. Так, жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным

расам и находятся на разных уровнях социально-экономического развития, но, в

силу того что обе' эти страны расположены в горах, их культуры близки. Дома в

них очень похожи: двухэтажные (занимают меньшую площадь), с двускатными высокими

крышами (меньше залеживается снег), большими печами (в горах бывает

холодно). Способы организации хозяйства, уклад жизни тоже сходны: в частности,

важную роль играют общие собрания: на них решают, где и сколько скота пасти,

когда и где заготовлять лес; большим уважением пользуются старики —их авторитет

поддерживает строгую дисциплину среди жителей, что очень важно в горных

условиях. Аналогичные черты можно заметить в культурах горных народов Пиренеев,

Анд, Кавказа и т.д.

300 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур

Известный русский лингвист, литературовед и психолог Д.Н. Овся-

нико-Куликовский писал: ≪Национальность есть явление по преимуществу

интеллектуального порядка. Поэтому интеллигенция полнее

других слоев населения выражает национальную "подоплеку"

народа≫1.

Этническая культура —исходный базис национальной культуры.

Она источник народного языка (который становится в национальной

культуре литературным языком). Из нее писатели заимствуют

сюжеты и образы, композиторы —мелодии и ритмы, архитекторы

стили и приемы оформления построек. От ее древних,

веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и

неповторимость ≪лица≫ любой национальной культуры.

Однако взаимоотношения между национальной культурой в целом

и этнической культурой как ее наиболее древним компонентом

весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервирует

архаичные, во многом уже не отвечающие современным условиям

нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества;

национальная —полна движения и изменения,* живет созиданием

нового. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией,

т,е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому; национальная,

напротив, по мере своего развития все больше открывается

для контактов с другими культурами и становится богаче, впитывая

в себя их достижения. Этническая культура стремится

сохранить различия между локальными, местными, свойственными

отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения

и т.д.; в национальной культуре эти различия нивелируются

и с развитием ее постепенно исчезают.

В истории наций были периоды, когда расхождение между этнической

культурой ≪низов≫ (крестьянской, ≪простонародной≫, ≪мужицкой

) и культурой образованных слоев (≪высокой≫, ≪аристократической

) доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в

XVIII—IX вв. между культурой дворянской знати и культурой

простого народа≫ образовалась настоящая пропасть: многие представители

высшей аристократии, свободно владея французским, с

трудом изъяснялись по-русски; язык, нравы и обычаи настолько

различались, что иному русскому дворянину легче было понять чужеземца,

чем собственного крепостного. Чтобы ≪навести мосты≫

через эту пропасть, понадобились и гений Пушкина, сумевшего в

своем творчестве сочетать ≪простонародное≫ начало с аристократической

образованностью, и страстные выступления славянофи-

1 Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национального. СПб., 1922. С. 6.

13.3. Национальная культура 301

лов в защиту ≪русского народного духа≫, и ≪хождение в народ≫

интеллигенции.

В наше время, безусловно, верная мысль о необходимости культурного

подъема России нередко трансформируется в призывы к

возрождению русской культуры≫. Находится немало ультрапатриотов,

которое под этим лозунгом ратуют за возрождение русской

этнической культуры. Некоторые доходят даже до того, что призывают

возвратиться к ≪истокам русского духа≫, имея в виду дохристианскую,

языческую религию древних славян. Учитывая место и

роль этнической культуры в культуре национальной, подобные взгляды

нельзя считать приемлемыми. Следование им привело бы не к

подъему, а к упадку культурного уровня русского народа. Уходят из

народной жизни лапти, кочерга, гадание у омета соломы, обычай

умыкать девиц на ≪играх межи селы≫ (т.е. в поле между селами) и

прочие ≪приметы старины глубокой≫. Этническая культура все

больше переселяется в музеи. Ее надлежит изучать и знать, но не

рассматривать как среду существования сегодняшнего человека.

Конечно, не все в современной культуре может нам нравиться и

не все плоды древней народной мудрости должны быть исключены

из нее. Но забота о сохранении или даже восстановлении незаслуженно

забытого должна диктоваться не стремлением во что

бы то ни стало сберечь специфику, отличающую данный народ от

других, а желанием способствовать прогрессу национальной культуры.

Любовь к прошлому прекрасна, когда она вдохновляется любовью

к будущему. Патриотизм идет на пользу народу только тогда,

когда нацелен не на бдительную охрану ≪истоков≫, ≪почвы≫, ≪чистоты

крови≫, а на процветание народа.

Культурный прогресс нации —не только победы и приобретения.

Он полон противоречий и утрат. Как человек, взрослея, перестает

довольствоваться детскими наивными радостями, так и народ, развивая

культуру, неизбежно лишается многого того, в чем находили

отраду предки. Мы получили возможность летать на авиалайнерах,

но перестали путешествовать на лихих ямщицких тройках. У нас в

домах появились видеомагнитофоны, но канули в прошлое тихие

домашние вечера под пение сверчка. Культурный прогресс сближает

народы и выравнивает, во многом даже унифицирует и стандартизирует

условия их культурной жизни. Техника производства и быта,

обувь и одежда, основные права личности и принципы правопорядка,

научные знания —в этом и многом другом страны с развитой

современной культурой мало отличаются друг от друга. Можно сожалеть

об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно

только ради ее сохранения отказываться от благ цивилизации.

302 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур