logo
учебник Солонин, Каганов

324 Глава 14. Историческая типологизация культуры

Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере

искусства. Искусство, в особенности живопись, скульптура, архитектура,

заняло в ней ведущее место и стало главной ареной ее j

творческих достижений. Термин ≪Возрождение≫ был впервые употреблен

итальянским художником и искусствоведом XVI в. Ваза-

ри: он писал о возрождении античных традиций в творчестве живописцев,

ваятелей и зодчих после упадка изобразительного искусства

в эпоху Средневековья. Обращение к античному, наследию,,,

однако, не сводилось лишь к его изучению и подражанию ему. Оно!

было формой, в которой совершился переход к новому идейному j

содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм.

Понятие ≪гуманизм≫ ввели в XV в. сами творцы новой куль-]

туры. Богословскому знанию, учению о Боге, церковно-схоласти-!]

ческой учености —studia divina -—они противопоставили studia'

humana —≪познание тех вещей, которые относятся к жизни и|

нравам и которые совершенствуют и украшают человека≫1. Называя

себя гуманистами, они выражали этим направленность своих!

интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре |

их внимания Находилась живая человеческая личность. Гуманис-1

ты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разу-]

мом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали,

что достоинство человека определяется не его'происхождением,

богатством или властью, не аскетическим умерщвлением?

плоти, а, прежде всего, гуманистической ≪ученостью≫. Благородным

делает человека не принадлежность к знатному роду, а овладение

культурой, широкая, многогранная светская образованность,

опирающаяся на изучение и христианских, и греко-латинских ис-'|

точников. Писатели и художники, по мнению гуманистов, выше;

воспеваемых ими героев, потому что слава героя —на кончике

пера или кисти творца, дарующего ему бессмертие в своем произ-.

ведении. Иначе говоря, благородный человек —это гуманист, ≪аристократ

Духа≫. Новый, духовный, аристократизм стал знаменем

гуманистической культуры Возрождения.

Гуманизм не был народным движением. Его приверженцы представляли

собой сравнительно немногочисленную группу ученых и

художников. Можно лишь удивляться тому, как удалось весьма небольшому

числу талантливых творцов за короткий исторический

срок создать культурное богатство, объем и великолепие которого

поражает нас и сегодня. Но творчество гуманистов обращалось к

тем, кто был способен прочесть их латинские или хотя бы итальян-

2 Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,

1978. С б .