logo
учебник Солонин, Каганов

222 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза

Рис. 3.6. Обобщающая схема строения культуры

ная песня, военный марш, ораторское искусство политика), синтез

философии и искусства (от мифов до философских пьес, притч, стихов

мыслителей Нового времени); в переходной зоне оказываются

испробованными все градации соотношения философского и художественного

потенциалов, т.е. происходит движение от доминирования

одного к преобладанию другого через их относительное равновесие.

Существует также третья ситуация, при которой культура

соединяет духовное и материальное начала без посредства художественной

образности. В качестве примера можно привести обозначение

в знаковой, символической форме связи здания с происходящими

в нем духовными процессами: атрибуты государственной власти

указывают на работу парламента, знаки церковной иерархии — на деятельность религиозного учреждения и т.д.

Так культура заполняет все ≪пустоты≫, образующиеся между ее

различными формами, демонстрируя тем самым действие одного из

главных законов ее функционального бытия —все, что человек

создает и что он привносит в обустраиваемую им бытийную ≪нишу≫

из природной и социальной среды, необходимо как можно более полно

осмысливать, ценностно осваивать, одухотворять, очеловечивать.

Получив, таким образом, общее представление о культуре, можно

перейти к анализу ее отношений с другими формами бытия, а

именно с человеком, обществом и природой. Взаимодействие с ними

обусловливает ее функционирование и развитие.