logo
учебник Солонин, Каганов

11.1. Культура и человек 229

Этот аспект культурологической мысли будет освещен при рассмотрении

современного этапа истории культуры. Сейчас следует

остановиться на более общих закономерностях взаимоотношений культуры

и бытия человека в его родовых качествах, т.е. на той проблематике,

которая находится на стыке философии культуры и философской

антропологии. Поскольку человек творит культуру именно в

этом модусе своего бытия, определяющими тут являются такие его

качества, которые обеспечивают культурогенез: интеллект, духовность,

свобода, творческий характер деятельности. Рассмотрим все эти атрибутивные

качества человека более внимательно.

Если психика как способ мозгового управления поведением свойственна

уже высшим животным в связи с усложнением их поведения

по сравнению с образом жизни насекомых, пресмыкающихся,

рыб, то интеллект является таким уровнем работы психики, который

достигается только человеком. Поскольку он формируется в процессе

практической деятельности человека ив соответствии с ее нуждами,

интеллект должен быть признан феноменом культуры. Такой

вывод находит свое подтверждение в онтогенезе: ребенок от рождения

обладает психикой, как высшие животные, но интеллект формируется

у него в процессе инкультурации—обучения речи и счету,

чтению и общению со взрослыми и далее в ходе образования в

средней и высшей школе. В филогенезе развитие интеллекта лежит

в основе истории культуры. Эта психическая сила осуществляла

познание мира и самопознание человека, породила мифологические

представления о бытии, а затем поднялась на уровень научного, художественного

и философского постижения действительности, сформировала

систему образования —одним словом, поднимала человечество

из темной первобытности на высокий уровень цивилизации.

К сожалению, понятие ≪интеллекта не разработано ни в культурологии,

ни в философии, ни даже в отечественной психологии,

которая устремлена к изучению отдельных механизмов психики

(мышления, созерцания, памяти, эмоций и т.д.). В зарубежной психологической

науке ≪интеллект≫ является операциональным понятием,

но в его трактовке сталкиваются две позиций: распространенная

точка зрения, согласно которой под интеллектом понимается

общая умственная способность≫, которая ≪наследуется или, по

крайней мере, врожденна, а не обязана обучению или тренировке≫

и которую можно измерять с помощью широко применяемого

IQ-теста; и противоположная позиция, представленная в работах

М. Коула, американского ученого, известного в России благодаря

переводу его фундаментального труда ≪Культурно-историческая пси-.

хология≫. Суть своих взглядов М. Коул определил в тезисе ≪структура

и развитие психических процессов человека порождаются