logo
учебник Солонин, Каганов

Глава 5. Субъект культуры

просто активен, но творчески активен. Необходимость учитыват

реально-идеальный контекст, сформованность по ценностно-культур,

ным канонам не препятствует созидательной деятельности, хот

иной раз может казаться ущемлением прав индивидуальное

препятствием в проявлении ее уникальности. Обратим внимани

что акты простой деструкции, уничтожения, ниспровержения не могу

считаться признаками субъективно-культурной деятельности щ

людей или народы, совершавших подобные действия, по праву назад

вают варварами.

Итак, среди наиболее важных характеристик субъекта культур

выступают сознательность (способность и потребность проявлят

надприродные качества), воспитанность (сформованность по реаль

но-идеальной культурной матрице) и креативность (умение произ,

водить ≪культурный продукт≫, не уничтожая великие ценности пр

шлого, но, напротив, используя их в своих действиях).

Субъект культуры, как и субъект любого иного порядка, —это

активно действующая инстанция. Поэтому следует рассмотрет

характер и основные черты культурной деятельности.

Культурная К основным критериям •культурной деятельност

деятельность человека можно отнести символичность, смысло!

пологание, коммуникативность, регламентирова

ность, созидательность. Рассмотрим эти критерии.

Символичность. Как мы уже убедились, не любую деятельност

можно считать культурной. Однако всякий поступок, любой жест и

каждое слово, произносимое человеком, могут стать при определен;;

ных условиях культурным актом. Это становится возможным лиш~

тогда, когда поступок совершается человеком как человеком, т.е

существом, в котором реализуется культурный потенциал, ≪отра

жаются≫ идеальные горизонты. Принципиальное значение имее

не то, что фиксируется реально, что мы можем ≪снять≫ при помощи

тех или иных датчиков, а то, что находится над реальностью движений,

таится под реальными перемещениями тел и вещей или какой

смысл имеет данное действие. Поэтому первым критерием культурной

деятельности следует считать способность посылать и воспринимать

трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точ;

нее, символичность поступков. Слова, позы, звуки, мускульное напряжение,

пространственно-временные перемещения, манипуляции

с окружающими предметами только тогда обретают культурно-человеческое

значение, когда не замыкаются в пределах природной

объективности, но предполагают и иные измерения, т.е. объединяют

5.1. Субъект культуры —человек культуры 89

В себе то, с чем мы сталкиваемся как существа природные, и то, что

апеллирует к нам как существам надприродным, культурным.

Смыслополагание. Человеческие поступки не оцениваются по

•ой же схеме, что и явления окружающей действительности. Как

кже упоминалось, сам по себе феномен реального или идеального

[Мира ≪пуст≫, т.е. он не предопределяет своего места в человеческой

культуре, а, напротив, определяется им. Первостепенное значение

имеет отношение к нему со стороны человека и человеческого

сообщества: то, в каких случаях, как именно он оценивается, встраиваясь

в иерархическую систему значимостей. Культура наделяет

любой факт, как человеческий, так и входящий в орбиту человеческой

жизни, смыслом, сущностью, значением. Соответственно, культурная

деятельность с неизбежностью должна учитывать это обстоятельство

и потому носить осмысленный характер. Действенные

акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда

полагаются в общей ценностной структуре.

Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры не сводится

к простой активности индивида или сообщества, спонтанной

разрядке энергетических импульсов. Она всегда предусматривает

адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на

том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих уси-

ший. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение

между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая

Их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей

случая находящихся в одном месте и в одно время. Такая коммуникативная

целенаправленность отличает человеческое общество от

животного стада. В стаде тоже происходит обмен информацией — .шери ≪общаются≫, но их ≪общение≫ происходит по поводу реальности,

и этим необходимость контакта исчерпывается. В социуме наряду

с теми же проблемами, которые возникают в зверином стаде,

существует масса других аспектов, не редуцируемых только к необходимости

физиологического воспроизводства жизни. Ойи ≪завязываются

≫ в сверхприродной сфере, а потому предполагают и взаимодействие

индивидов на этом уровне.

Регламентированность. ≪Культурный контакт≫ —это предварительное

условие всякой культурной деятельности. Он должен

состояться, иначе сама деятельность лишается смысла. Следовательно,

[Культурная деятельность регламентирована. Если отсутствуют

Принятые в данном сообществе формы и каналы, по которым выстраиваются

коммуникативные цепочки, или ими пренебрегают, об-

Шение ,не может произойти. Любое общество вырабатывает те