logo
учебник Солонин, Каганов

72 Глава 4. Культура и цивилизация

Схематически эта полимодальная структура культуры может быть

представлена в виде треугольника с несмыкающимися сторонами,

обозначающими интенционалъностъ каждого модуса бытия культуры

—его направленность на переход в другой (рис. 2.1).

Человеческая модальность

Рис. 2.1. Полимодальная структура культуры

Предметный мир —создаваемая людьми искусственная среда

обитания —выполняет одновременно две функции: с одной стороны,

он удовлетворяет сформировавшиеся человеческие потребности — окультуренные биологические (потребность в еде, в воспроизводстве

рода) и чисто культурные по своему происхождению и сущности

(духовные потребности), ас другой стороны, он служит внегене-

тической передаче из поколения в поколение аккумулированных в

вещах, ≪опредмеченных≫ в них знаний, ценностей, идеалов, умений,

социального опыта, самих культурных потребностей, накопленных

историей человечества. Тем самым предметная модальность культуры

—мир вещей —превращается в исходную модальность —культуру

как совокупность не врожденных, а сформированных свойств

человека. При этом образуется не замкнутый круг —возвращение к

исходной модальности, а. спираль, потому что поколение, осваивающее

опыт предков, умножает его На свой собственный опыт и обогащает,

совершенствует, развивает его своей деятельностью.

Для достижения этой цели культура выработала в ходе своей насчитывающей

многие тысячелетия истории особый, неизвестный природе

механизм —духовную мотивацию поведения человека. Биологический

регулятивный механизм поведения животного преобразовался

во внебиологическую, специфически-человеческую, т.е. культурную,

духовную энергию как выражение потребности индивида передавать

свои знания, ценности и умения другим людям, причем, что наиболее

важно, передавать всем —не только детям и внукам, близким по