logo
учебник Солонин, Каганов

468 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

и замыслам. Поэтому ≪культурность≫ необходимо сопоставлять и

оценивать в зависимости от того, насколько внешние формы поведения

соответствуют душевному состоянию человека, его мотивам'

и целям.

Они могут отлично служить частным целям или иметь косвен-]

ное значение для человека. Главное же назначение культуры и]

всех ее форм состоит в совершенствовании личности. Это, по сло-1

вам Г. Зиммеля, ≪путь души к себе самой≫'. Все жизненные силы!

должны содействовать гармонии человека, когда уравновешиваются

в едином целом элементы культуры. Культура по своему жизненному

содержанию есть ≪затянутый узел≫, в котором взаимно

переплетены.субъект и объект.

Объективной культурой Г. Зиммель называет тот предметный

мир, который окружает человека как созданная им среда обитания,

результат его творческих усилий, реализации духа, способностей1,

дарований и таланта. Но есть и другая сторона, которую Г. Зиммель

называет субъективной культурой. Она включает в себя меру развития

личности, реальное соучастие душевных процессов человека

в усвоении объективных ценностей. Довольно часто можно ветре-;

тить в жизни такие факты, когда богатая, насыщенная духовными,

ценностями среда вовсе не находит какого-либо отклика в душевном

мире человека.

Она не только не затрагивает его, но и встречает полное равно-;

душие или невежество. Кроме того, сама объективная культура может

обрести смысл в себе самой, быть самодостаточной и невостребованной

обществом или группой людей. Мир предметов постоянно

увеличивается, приобретает самостоятельное значение, но

духовный мир человека становится более примитивным, ограничи- \

ваясь лишь самым поверхностным приобщением к культуре. В

этом также состоит трагедия современной культуры.

Интересные мысли высказывает Г. Зиммель о соотношении в.

культуре творчества и подражания, традиций и новаторства. Каждая

форма культуры обнаруживает по крайней мере две взаимодействующие

тенденции: стремление к единству, равенству и потребность

в изменении, создании особенных и неповторимых черт в

предметах культуры и личном облике. Каждая из этих тенденций

проявляется в истории культуры.

Подражание поддерживает устойчивость культуры, оно дает уверенность

в том, что человек в своих действиях не одинок, опирается

на проверенные жизнью традиции. В повседневном поведении под-

Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. С. 481.