logo
учебник Солонин, Каганов

198 Глава 9. Культура в социальном пространстве

комплексность: она не сводится к какому-то одному —экономическому,

технологическому, художественно-дизайнерскому и пр. — аспекту человеческой и общественной жизни, но охватывает общество

целиком;

системность: изменение одного фактора в общей социокультурной

системе невольно порождает определенные изменения к

других факторах. В результате совершается комплексный системный

переворот;

глобальность: зародившись в Европе, модернизация приобретает

сегодня глобальный размах —все страны, все народы, все культуры

ныне либо стали уже современными, либо двигаются в этом

направлении; '

протяженность во времени: хотя темпы развития сегодня и

неизмеримо выше, чем в прошлые века, в силу того что радикальные

изменения должны коснуться межличностных отношений, модернизация

потребует времени, измеряемого жизнью по крайней

мере двух поколений;

ступенчатость: все общества в процессе модернизации неизбежно

проходят одни и те же стадии, но каждое в отдельности

начинает движение со своей ступени, в зависимости от того, на

какой стадии оно находится и когда начинается модернизация;

унифицирующий характер: традиционные общества —различны,

современные в основных своих структурах —одинаковы;

необратимость: невзирая на все задержки, частичные отступления,

снижение темпов развития и пр., начавшаяся модернизации

обречена≫ на успех;

прогрессивность: хотя на пути модернизации многих людей

ждут страдания, в конечном счете все это окупится результатом.

Модернизированное современное общество неизмеримо более культурно,

чем традиционное, оно гарантирует человеку материальное

благополучие и личную безопасность.

Таким образом, культурная модернизация —это, по мнению ее

идеологов, путь, по которому человечеству уготовано идти в ≪светлое

будущее≫. Однако в настоящий момент различия между народами,

культурами или, по Хантингтону, цивилизациями все еще существенны.

В ближайшем будущем именно эти различия будут играть

определяющую роль в развитии всего человеческого сообщества.

Конфликты Цивилизационная идентичность, согласно Хантинг-

между культурами тону, уже сегодня играет первостепенную роль.

(цивилизациями) Еще большее значение она приобретет в будущем,

когда мир станет формироваться в значительной

степени под влиянием взаимодействия нескольких круп-

9.3чКультурная модернизация 199

нейших цивилизаций. Возможные столкновения глобального характера

будут происходить не между нациями и государствами, как

прежде. Сегодня изменилась сама природа конфликтов: конфликт

наций уступил место конфликту идеологий. Ныне уже не государственные

границы разделяют людей, а национальная идентичность.

Она-то и ляжет в основание соперничества. Столкновения между

нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут

доминирующим фактором политики.

На сегодняшний день существует семь или восемь крупных циг

вилизаций, принципиально не схожих друг с другом: западная, конфуцианская,

японская, исламская, индуистская, православно-славянская,

латиноамериканская и, возможно, африканская. Именно ≪разломы

между этими культурными идентичностями и определят линии

конфронтации. Окончание ≪холодной войны≫ означало конец политико-

идеологического раздела Европы. Полуторавековои период

истории завершился. Зато вновь обозначилось культурное различие

между западным христианством, с одной стороны, и православием

и исламом —с другой. На смену ≪железному занавесу≫ пришел

бархатный≫, или идеологический, который может стать причиной

кровавых военных конфликтов. Яркий пример тому —события

в Югославии последнего десятилетия. Поток эмигрантов в развитые

страны Западной Европы привел к всплескам расизма в Италии,

Франции и Германии. Исторические столкновения между мусульманами

и индусами проявляются сегодня не только в противостоянии

стран-наций Пакистана и Индии, но и в конфликтах внутри

Индии между индусами и мусульманами. Израиль уже не одно десятилетие

живет практически в состоянии гражданской войны между

палестинцами и евреями. Этот затяжной конфликт приобретает

все больший размах. Еще один яркий пример: Чеченская республика,

где уже более десяти лет полыхает гражданская война, конец

которой, судя по всему, в ближайшем будущем не предвидится.

Примеров усиливающегося противоборства между цивилизациями,

культурными идентичностями бесконечно много. Особенно неспокойно

в странах, населенных большим числом народов, относящих

себя к разным цивилизациям,этносам,культурам.

Различия между цивилизациями настолько существенны, что ведут

к реальным столкновениям, жертвам, насилию. Тому существует

несколько причин. Цивилизации отличаются друг от друга историей,

языком, традициями, культурным опытом и, что едва ли не самое

важное, религией. Эти различия фундаментальны. Можно быть наполовину

французом и наполовину арабом, но невозможно одновременно

поклоняться и Иисусу Христу, и Аллаху. Не стоит забывать,

что столкновения на религиозной почве в истории человече-