logo
учебник Солонин, Каганов

348 Глава 15. Исторические особенности русской культуры

разных формах противоборством Востока и Запада в русской культуре.

В России, отмечал он, идут два процесса, параллельных один

другому, но направленных в противоположные стороны: европеизация

узкого высшего культурного слоя общества и усиление восточной

деспотии, под давлением которой народ по своему положению

и культуре склоняется к Востоку. Таким образом, русский

Востоко-Запад≫ не только соединяет два мира, как говорил Н. Бердяев,

но и разъединяет, разрывает, противопоставляет их.

Отделение национального от этнического, конечно, не было абсолютным.

Оно больше проявлялось в различии образа жизни и поведения

верхов≫ и ≪низов≫, в их речи, отношении к науке и искусству,

понимании и оценке явлений церковной, государственной, общественной

жизни. Но, скажем, классическая русская литература

или музыка как бы надстраивались над своим этническим базисом

и использовали фольклор, старинные народные напевы. Правда,

в произведениях выдающихся писателей, поэтов, композиторов народные

мотивы обретали формы и смыслы, выходящие далеко за

пределы их исходного звучания (это происходило, например, в сказках

Пушкина или операх Мусоргского), а подчас и за пределы

простонародного восприятия (например, в публицистике, в инструментальной

музыке).

Россия XVIII и XIX столетий жила совсем не органической

жизнью, —пишет Н.А. Бердяев —... Образованные и культурные

слои оказались чужды народу. Нигде, кажется, не было такой пропасти

между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской

России. И ни одна страна не жила одновременно в столь

разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до

XXI века≫1.

Разрыв между этнической и национальной культурами наложил

свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-

политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными

социальными слоями общества. В общественной мысли он

породил идейную полемику между славянофилами и западниками.

Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей

свою оторванность от народной почвы и стремившейся

восстановить потерянную связь с нею.

В советское время этот разрыв был в значительной мере преодолен

благодаря развитию индустриальной экономики, введению

всеобщего школьного обучения, созданию многочисленного слоя

образованных специалистов как в городе, так и на селе. Однако

1 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. С. 13.