logo
учебник Солонин, Каганов

136 Глава 7. Культурные ценности и нормы

воздух, витамины, общение с другими людьми необходимы человеку,1

он без них не может существовать; но если он не сознает этого, то I

они для него ценности иметь не будут.

Ценность≫ в культурологии не следует путать с экономичев

ским понятием стоимости. Стоимость является лишь Денежными

выражением ценности, при этом величина стоимости совсем не"!

обязательно соответствует ценности объекта. Для человека могут I

представлять большую ценность какой-нибудь грошовый памятныйИ

сувенир или старая фотография, хотя их денежная стоимость равна I

нулю. Ценность вообще далеко не всегда может быть выражена вЯ

деньгах. Например, такие ценности, как воспоминания, чувства, ра- I

дость творчества и т.п., нельзя ни продать, ни купить ни за какие I

деньги1.

Ценность надо отличать от полезности. Ценная вещь может быть!

совершенно бесполезной (Г. Флобер как-то сказал: ≪Искусство — это поиски бесполезного≫), а полезная —не иметь ценности (например,

утренняя зарядка). Польза есть объективный результат воздействия

вещи на человека, возникающий даже тогда, когда человек

не знает и не догадывается о нем. Если человек осознает пользу

чего-либо, он обычно ≪ценит≫ то, что ему полезно. Но ценность пользы

(как и вещи, ее приносящей) —это характеристика не самой пользы*'

а опять же отношения человека к ней.

Точно так же ценность отличается от истины. ≪Истина может

быть носительницей ценности, но в отличие от добра и красоты1

она не является самой ценностью. Истина может иметь ценность,]

а может и не иметь≫2. В известном изречении Аристотеля ≪Платон|

мне друг, но истина дороже≫, очевидно, утверждается высшая ценность

истины. Но для кого-то, наоборот, ≪Платон≫ может быть дороже

истины, т.е. дружба выступает как более высокая ценность, чем

истина. Бывает, что ценностью представляется не истина, а ложь. У

Пушкина есть строки:

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман.

1 Можно, конечно, запатентовать идеи или издать мемуары, и если они найдут

покупателей, получить за них деньги. Как писал Пушкин, ≪не продается вдохнове- I

нье, но можно рукопись продать≫. Однако, во-первых, есть такие мысли и воспоми- ]

нания, которые дороги только для данной личности и ни для кого другого; во-]

вторых, предметом купли-продажи могут стать лишь ≪материализованные≫, оформленные

в виде письменной или устной речи мысли, а не мысли как таковые; и,|

наконец, вдохновение, согласно Пушкину, все же не продается и не покупается.

2 Каган М.С. Философская теория ценностей. С. 70.