logo
учебник Солонин, Каганов

316 Глава 14. Историческая типологизация культуры

4. Новейшее время —от конца Первой мировой войны до наших

дней.

Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры

традиционно рассматриваются:

S первобытная культура;

*" античная культура;

S средневековая культура;

/ культура эпохи Возрождения;

У культура Нового времени;

S современная культура.

Следует, однако, иметь в виду, что эта типологизация родилась в

русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о

своем происхождении, развитии и значении для всего человечества.

Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории

Европы, главным образом, Западной. Но европейские исследователи

вплоть до конца XIX в. были уверены в том, что развитие

европейской культуры является образцом, которому так или

иначе должны следовать другие, неевропейские, народы. Последние

движутся вслед за Европой по тем же историческим ступеням, что

и она, но только отстают от нее в этом движении. Европейская

культура —это наиболее высокоразвитая из всех культур, и в дальнейшем

все другие культуры будут постепенно подтягиваться до

ее уровня. Такой взгляд на мировую культуру и ее развитие лежит

в основе концепции европоцентризма.

Европоцентризм —детище европейской (западной) цивилизации.

Он представляет собой апологетику западной культуры, запад-

ных ценностей, западного образа жизни. Объявляя Европу центром

мировой цивилизации, он проповедует превосходство ее культуры

над всеми остальными и необходимость распространения ее во все

регионы земного шара. В этом, с его точки зрения, состоит ≪цивилизаторская

миссия≫ Запада, осуществление которой способствует

прогрессивному развитию всего человечества в целом. Видный

идеолог европоцентризма, немецкий философ и теолог Э. Трёльч

(1865—923) писал, что у неевропейских народов отсутствует ис-'

торическое самосознание и критическое отношение к прошлому.

Только европейский дух, унаследовавший великую античную культуру

и познавший ≪святые истины христианства≫, способен понять

единство человеческого рода и его исторический путь. Поэтому

всемирная история есть история развития европейского духа и проникновения

его во все страны. ≪Для нас существует только история

европеизма≫1.

1 Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1995. С. 608.