logo
учебник Солонин, Каганов

7.1. Ценности 137

Жизнь показывает, что истину часто не считают ценностью и

жертвуют ею ради религиозных, политических, нравственных, эстетических

и других ценностей.

Итак, строго говоря, ценностью является не объект как таковой, а

усмотренная в нем человеком способность удовлетворять потребности

и быть источником положительных эмоций. Объект есть лишь

носитель ценности в глазах человека. Однако на практике ценностью

называют не только указанную способность объекта, но и сам

этот объект. Вместо того чтобы сказать: ≪объект имеет ценность≫,

говорят: ≪объект является ценностью≫. Так нередко говорят о материальных

и духовных ценностях. К первым относят ≪материальные

блага≫ (жилище, одежду, продукты питания и т.п.), а ко вторым — ≪духовные блага≫ (известные триады ≪истина, добро, красота≫ и ≪вера,

надежда, любовь≫, а также художественные, научные, философские,

религиозные идеи и т.д.) Следует, однако, иметь в виду, что все

ценности имеют духовную природу, поскольку представляют собой

род смыслов; ≪материальными≫ и ≪духовными≫ называют здесь в

действительности не сами ценности, а объекты (≪блага≫), которые

служат их носителями.

Виды ценностей Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности

разнообразны и неоднородны. В аксиологии

предложены различные варианты их классификации.

Г. Риккерт, один из< родоначальников аксиологии, разделял все

ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях),

эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах),

религиозные, нравственные, личностные.

Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в. предложил

различать два типа ценностей —жизненные (например, любовь,

счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом

из этих типов —логические, эстетические, этические и метафизические

ценности.

Один из видных немецких философов XX в. М. Шелер выстраивал

ценности в иерархию: на низшей ее ступени находились ценности

чувственные (≪приятное≫), над ними —жизненные, или витальные

(≪благородное≫), еще выше —духовные, в том числе эстетические

(≪прекрасное≫), морально-правовые (≪справедливое≫), гносеологические

(≪истинное≫), а на верхней ступени —религиозные (≪святое≫).

Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных

четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.

В современной отечественной литературе по культурологии свой

вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) виталь-