logo
учебник Солонин, Каганов

116 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды

сы или трусливого зайца в народных сказках, поэтические описания

радуги или заката, мистические интерпретации затмений, комет

т.д. Извержение вулкана —природное явление, и как таковое он'

лежит вне сферы культуры. Но когда оно понимается как проявле1

ние гнева богов или как трагедия человеческого бессилия пере'

грозной стихией (≪Последний день Помпеи≫ К. Брюллова), то стад

новится знаком, символом, в котором люди усматривают особы

сверхприродный≫ смысл. И это делает его явлением культуры.

Символами, носителями особого смысла, становятся и сами люди

Когда они выступают друг для друга не просто как живые существа

а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель то"

или иной профессии и т.д., это есть не что иное, как культурны'"

феномен.

Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в едиН~

стве материального и духовного. Действительно, знак есть чув|

ственно воспринимаемый, материальный предмет, а его значенй

(смысл, информация) —продукт духовной деятельности людей,,'

Знаки выступают как своего рода ≪материальная оболочка≫ человек

ческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной дея*

тельности человека сохранились в культуре, передавались и воЫ

принимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы

в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака (или,!

иначе говоря, информации и кода, в котором она фиксируется и]

транслируется) определяет неразрывность духовного и материального

аспектов культуры.

Таким образом, феномены культуры —это любые артефакты

(искусственно созданные людьми предметы и явления), которые

несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями.

Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится

социальная информация (рис. 2.3.).

Артефакты

Тексты

\

/

Знаки

* Смыслы

У

ч

Информация

Рис. 2.3. Феномены культуры

>