logo
учебник Солонин, Каганов

448 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

Следующая эпоха —≪Век героев≫ обстоятельно рассматривав

ся в Книге третьей ≪Об Открытии Истинного Гомера≫. Вико убе

ден, что поэмы Гомера —неподражаемый шедевр, но породить

могло только грубое, жесткое, ≪героическое≫ общество. В иные эп

хи они не могли бы быть созданы, ибо своеобразие каждой проя

ляется во всем возникающем и существующем в эту эпоху, и прежд

всего в языке, правовых нормах, искусстве.

В Книге четвертой ≪О Поступательном Движении, соверша

мом Нациями≫ говорится об ≪Эпохе Людей≫. Здесь же Вико ост

навливается на анализе составляющих каждой из эпох и указывав

на необходимую обусловленность языка, политики, права, нравов, и

кусетва и пр. той эпохи, в которой они существуют. Приведем

незначительными купюрами часть резюмирующего текста: ≪...≪ХУК

ветственно этому делению нации в постоянном и никогда не нар"

шаемом порядке причин и следствий всегда проходят через три вид1

Природы, и что из этих трех видов Природы вытекают три вид

Нравов, и что из этих трех видов Нравов вытекают три вида Ест

ственного Права Народов, а соответственно этим трем видам Прав;

устанавливаются три вида Гражданского состояния, т.е. Государств≫1

Далее Вико анализирует возникшие соответственно всем перечи

ленным этапам развития общества три вида языков и столько ж'

видов характеров, три вида юриспруденции, понимания Права и пр.

Последняя, Пятая, книга ≪О Возвращении Человеческих Веще

при возрождении Наций≫ начинается с параграфа ≪Времена Второ

Варварства≫ —тем самым Вико сразу вводит нас в материал вт

рого цикла, или второго круга развития истории. Эти времена лежал

по его мнению, ≪в еще более глубокой тьме, чем времена Первог

Варварства≫2. Здесь начинается анализ тех темных веков, в которы

зародилась христианская религия, и по мере Естественного Поступа

тельного Движения согласно логике истории вернулись ≪Времен

поистине Божественные≫, т.е. начался новый виток развития наций

За этими Божественными Временами последовали Времена Герои

ческие, когда снова вернулось различение двух до некоторой степени

отличных природ —Героической и Человеческой≫3. Подтверждая

установленную им логику развития истории, Вико обращается к при^

мерам, на этот раз уже не так детально иллюстрирующим этап-

прохождения этого нового цикла: наступил этап, когда ≪первые Хри

стианские Короли основали Вооруженные Религии≫, ≪тогда поистине

1 Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций.

2 Там же, С. 439.

3 Там же. С. 443.