logo
учебник Солонин, Каганов

80 ' Глава 4. Культура и цивилизация

Современное состояние взаимоотношений между культурой и

цивилизацией имеет существенную особенность. Речь идет о хорошо

известном явлении —раздвоении культуры на пике научно-

технического прогресса на ≪элитарную≫ и ≪массовую≫. Подобное

расслоение проходило через всю историю культуры в социально-

дифференцированном обществе. Знаменитый лозунг древнеримской

элиты ≪хлеба и зрелищ!≫ выразительно говорит о различии, более

того, противостоянии утонченного искусства Горация и Вергилия,

Апулея и Плавта, с одной стороны, и кровопролитных боев гладиаторов

друг с другом и с животными —с другой. Веками сохранялось

противостояние фольклора —сначала крестьянского, а затем

и городского —и аристократической культуры. Однако драматическое

значение социально детерминированное раздвоение культуры

приобрело только тогда, когда технический прогресс предоставил

средства, оттеснившие литературу на обочину массовой культуры

и выдвинувшие в центр поп-арта эстрадные, кинематографические,

телевизионные и рекламные произведения, которые не оказывают

интеллектуального воздействия. Они обращены к объединенным

на стадионах или в колоссальных концертных залах молодым людям,

жаждущим эмоционального возбуждения, которое бывает особенно

действенным при соединении зримых образов и как можно

более громких звуков, и актуализируют сексуальные и агрессивные

чувства.

Цивилизация, имевшая в основе своей развитие интеллекта наI

всех уровнях культуры и одухотворение инстинктивно-физиологической

мотивации социального и сексуального поведения людей,

парадоксальным образом привела к вытеснению интеллекта из культуры

и к активизации унаследованных человеком от предков физиологических

реакций. Отражая эту ситуацию, психоаналитическая

мысль определила функцию культуры по отношению к натуре

человека не как духовно-возвышающую, а как репрессивную, и стала

искать способы минимизации становящегося едва ли не всеобщим

конфликта между либидозными, агрессивными ≪зовами природы

≫ и сдерживающими их нравственными ≪табу≫.

Оказалось, таким образом, что цивилизация' не является абсолютным

благом, и острота сложившейся исторической ситуации

состоит в том, что впервые в своей истории цивилизация раскрыла

таящиеся в ней силы, разрушительные для культуры и для самого

физического существования человечества, а может быть, и жизни

на нашей планете как таковой. Процессы, происходящие на наших

глазах и, хотим мы этого или нет, при нашем участии, свидетельствуют

о том, что человечество ищет выход из тупика, в который

привел его научно-технический прогресс, освободивший вместе с