logo
учебник Солонин, Каганов

14.2. Локальные социокультурные миры

Европоцентристские представления'об истории развития всемирной

культуры и об истории вообще начинают подвергаться критике

уже в XIX в. Изучение культур различных народов порождает

сомнения относительно возможности выстроить их в одну шеренгу

по росту≫, расставив их на те же ступени эволюции, которые

соответствуют историческим типам европейской культуры.

Исторические и этнографические данные свидетельствуют о том,

что даже в примитивных культурах отсталых народов имеются

достижения, усвоение которых способно обогатить европейскую

культуру (например, музыкальные формы, врачебное искусство). Пренебрежительное

отношение к ≪нецивилизованным≫ народам встречает

осуждение со стороны гуманистически настроенной интеллигенции.

Отвергая идеологию европоцентризма, мыслители XIX— XX вв. предпринимают поиск иного подхода к пониманию

культурно-исторического процесса.

Во второй половине XIX в. Г. Рюккерт в Германии и Н. Данилевский

в России развивают мысль, что отказ от европоцентристского

взгляда на историю требует пересмотра одной из главных

идей, лежащих в его основании, —идеи монолинейного прогресса,

т.е. единого, общего для всего человечества исторического пути развития,

по которому идут все народы Земли в'след за шествующей в

авангарде Западной Европой. Они утверждают, что в мире существовали

и существуют автономные, независимые друг от друга локальные

социокультурные миры, каждый из которых имеет свою

историю. Поэтому никакой единой истории человечества нет — есть множество разных историй. А раз нет единого всемирного

исторического процесса, то нет и общей ≪лестницы≫ или ≪магистрали

прогресса, вдоль которой выстраиваются все локальные культуры.

Каждая из них идет своим особым путем, и у каждой есть свои

периоды прогресса и регресса, подъема и упадка. Таким образом,

культурно-исторический процесс полилинеен.

При этом подходе каждый отдельный социокультурный мир представляет

собой особый, уникальный и неповторимый исторический

тип культуры. Различные варианты типологии таких локальных культур

предложены Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби и др.