logo
учебник Солонин, Каганов

18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 469

ражание освобождает от необходимости делать выбор, определяет

границы общности. В любой человеческой индивидуальности всегда

можно обнаружить взаимосвязь общего, особенного и единичного.

Исследуя механизм взаимосвязи творчества и подражания, уникальности

и одинаковости в культуре, Г. Зиммель обращается к

феномену моды. Известно, что мода возникла в достаточно отдаленные

периоды истории культуры и существовала в различных

сферах социальной жизни. Не только оформление внешнего облика

человека: одежда', грим, прически, украшения —подвержены модным

влияниям. Мода оказывает воздействие на стиль архитектуры,

интерьеры жилых и общественных зданий, марки автомобилей, посуду

и ткани, мебель и ≪планировку городских магистралей, полиграфическое

и художественное оформление'книг и журналов, образ

жизни и манеру поведения. В духовной жизни во все времена можно

обнаружить модных писателей, поэтов, художников, актеров, режиссеров,

музыкантов. Нет необходимости продолжать эти перечисления.

Это каждому известно.

Важно обратиться к внутренней динамике моды как явления

культуры. Конечно, мода противоречива, капризна, труднопредсказуема

и почти не поддается рациональным объяснениям. И все-таки

у нее есть свои траектории зарождения, кульминации и затухания,

которые можно назвать закономерностями развития, основанными

на повторяемости и цикличности. Мода всегда предполагает взаимосвязь

новаторства и подражания образцу. Она удовлетворяет потребность

человека в обновлении и в социальной опоре, потому

что создает особый механизм, помогающий идентифицировать, себя

с той группой, принадлежность к которой воспринимается как особая

ценность. Именно данному образцу человек оказывает предпочтение,

ибо считает его для себя значимым.

Наряду с подражанием мода удовлетворяет потребность в различии,

выделении из общей массы, а мода высшего сословия всегда

отличается от моды других слоев. Благодаря достаточно динамичной

смене образцов, мода вчерашнего дня всегда иная, нежели современная,

хотя в повседневной жизни они могут сосуществовать

и даже не противоречить друг другу. Но каждая будет выражать

свой ≪знак времени≫. Поэтому так заметны ≪ошибки≫, просчеты в

оформлении исторических фильмов, спектаклей, картин художников,

когда они пренебрегают деталями моды. Точность воспроизведения

моды тех лет становится дополнительным источником информации

о культуре разных эпох.

Мода не что иное, ≪как одна из многих форм жизни, посредством

которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с