logo
учебник Солонин, Каганов

11.2. Культура и общество 243

талистическое, социалистическое; поиски же определения его нынешнего

состояния ведутся социологами с точки зрения характеристик

культуры: ≪индустриальная цивилизация≫, ≪научно-техническая

цивилизация≫, ≪информационное общество≫, ≪информаЦиональ-

ное общество≫. У ученых, разрабатывающих так называемый

цивилизационный подход≫ к истории, само понятие ≪цивилизация≫

стало поглощать понятие ≪общество≫.

Эта объясняется тем, что во второй половине XX в. развитие науки

и ее основные технико-технологические достижения в атомной

энергетике, химической промышленности и генной инженерии вывели

культуру из-под власти социальных отношений, поскольку управление

этими практиками зависит уже не от характера того или

иного общественного строя: если современными знаниями, техниками

и технологиями владеют сегодня еще не все государства на

земном шаре, то завтра они станут всеобщим достоянием, и различия

конкретных социальных режимов ртанут второстепенными.

Создание Организации Объединенных Наций с Советом Безопасности,

Шенгенское соглашение в Объединенной Европе, проблема

глобализма, охватившая планету сеть массовых коммуникаций — таковы признаки неумолимо развивающихся интеграционных процессов,

осуществляемых не на политическом и не на экономическом,

а на научном, технологическом, информационном уровнях, т.е.

в общекультурной, или цивилизационной, сфере. Если прежде все

научные открытия и технические изобретения имели геополитическую

локализацию и могли использоваться в вооруженных столкновениях

государств, сословий, классов, политических движений,

конфессий, обеспечивая одному из противников победу над другим

(даже последствия газовых атак в Первой мировой войне были локальными),

то использование термоядерного оружия и, мало того, мирная

атомная энергетика, широчайшее внедрение химикатов во все

отрасли современного производства и начавшееся в наши дни манипулирование

со структурой гена никакой географической локализации

не имеют. При небывалой опасности для самой жизни на.

планете, которую несет в себе отравление земли, воды и воздуха, и

необратимости последствий геноинженерных экспериментов, в частности

клонирования животных, а в недалекой перспективе и человека,

техника может стать относительно безопасной лишь в

том случае, если люди преодолеют извечный групповой эгоизм, который

социальные психологи определяют местоименной формулой

мы —они≫ (так обозначают асимметрию во взаимоотношениях

племен, наций, рас, государств, экономических систем, сословий, классов,

политических партий, профессиональных групп, конфессий, полов

и поколений),и если осознают себя единым Человечеством.