logo
учебник Солонин, Каганов

10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 211

ликолепному определению К. Маркса, миф есть ≪бессознательно-

художественное≫, т.е. неосознаваемое в своей фантастичности, освоение

действительности народной фантазией. Примечательно, что

и в данном отношении онтогенез повторяет филогенез —у ребенка

художественно-образное мышление опережает развитие абстрактного

левополушарного, мифологическим же оно не становится

только потому, что этому мешают разъяснения рационалистически

мыслящих взрослых.

Таким образом, в результате длительнейшего —на протяжении

нескольких миллионов лет —процесса развития в бесконечном

пространстве природы и в конечном пространстве Земли на одном

ее небольшом ≪участке≫ биологическая форма материального бытия

преобразовалась в антропо-социо-культурную, т.е. в такую, в которой

новое живое существо, живущее не в стаде и не в стае, а в

стихийно самоорганизовавшемся обществе, —Человек —создал для

себя искусственную среду обитания —≪вторую природу≫ —ив

ходе этой творческой деятельности обрел необходимые для него интеллектуальные

и духовные качества -—наследственно непередаваемые,

формируемые у каждого индивида прижизненно и потому не

стабильные, как психические реакции животных, а меняющиеся по

содержанию из поколения в поколение, постепенно все более разнообразные

у разных представителей одного поколения. Совокупность

этих качеств, реализующихся в совместной созидательной деятельности

и воплощающихся в ее предметных плодах, и является

культурой в широком философском смысле этого понятия.

Отсюда следует неосновательность утверждения Ч. Дарвина, что

человек отличается от своих животных родственников ≪степенью≫

развития тех же самых качеств, ≪а не сутью≫ —именно сутью, и

суть эта есть культура.