logo
учебник Солонин, Каганов

11.2. Культура и общество

Культура и общество —системы до такой степени близкие, что

их содержание нередко или вообще не различается, или представляется

таким образом, что одна понимается как часть, раздел, аспект

другой. Между тем эти системы различны, в известной мере автономны

и развиваются каждая по своим законам.

Прежде всего нужно учесть существенные расхождения в философии

и в самой социологии трактовок понятия ≪общество≫: в

свое время К. Маркс полемизировал с теми социологами, которые

видели в обществе ≪сумму индивидов≫, и противопоставлял этой

точке зрения понимание общества как ≪суммы тех связей и отношений,

в которых... индивиды находятся друг к другу≫, или как

единство ≪базиса≫ и ≪надстройки≫. В наше время одни ученые — как в России, так и на Западе —разделяют этот подход, а другие

оспаривают (с кругом научных мнений можно ознакомиться в монографии

Е.П. Черняка ≪Цивилиография: наука о цивилизации≫ (М.,

1996), где охарактеризованы и представлены в виде таблицы ≪основные

концепции социальной реальности≫, начиная со взглядов

О. Конта и К. Маркса и заканчивая теориями современных западных

социологов и философов).

П. Монсон, характеризуя современное состояние западной социологической

мысли, выделил четыре основных теоретических направления:

структурализм, феноменологию, теорию действия и марксизм,

принципиальные различия между которыми, по его мнению, состоят

в самом понимании общества. ≪Дебаты между структуралистами

и феноменологами, —пишет ученый, —часто ведутся о том, следует

ли понимать общество как надиндивидуальную объективную

социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный

собственно человеческой культурой и собственно человеческим

содержанием≫.