logo
учебник Солонин, Каганов

18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 463

Философ отвергает теорию прогресса, разрабатывая концепцию

вечного возвращения≫, которая так и осталась непроясненной.

Мысль о ≪вечном возвращении≫ высказана им в работе ≪Так говорил

Заратустра≫, имеются некоторые намеки в ≪Веселой науке≫, а

также упоминания в ≪По ту сторону добра и зла≫ и ≪Ессе Номо≫.

К интерпретации этой идеи обращался М. Хайдеггер, связывая

ее с еще одним основополагающим и первичным концептом философии

Ницше —волей к власти, которая составляет у него главную

черту всего сущего. Само это сущее, согласно Хайдеггеру, есть не

бесконечное, поступательное движение к какой-то определенной цели,

а постоянное самовозобновление воли к власти, восстанавливающей

себя в своей природе. Ж. Делёз предлагал иную интерпретацию

идеи вечного возвращения, подчеркивая, что она отличается от всех

ранее известных циклических моделей тем, что возвращается не то

же самое, а только отличное. И Хайдеггер, и Делёза увидели в'концепции

Ницше высшую форму утверждения жизненной полноты,

которая возможна только при повторении, несущем радость различия

и многообразия самой жизни. Эта и многие другие ницшеанские

идеи получили дальнейшую жизнь в современной культурологии,

философии, художественной практике и искусствоведении.

В. Дильтей: Примыкает к ≪философии жизни≫ и В. Дильтей

герменевтика, (1833—911), однако в отличие от других пред-

или искусство ставителей этого направления, например Ницше,

истолкования ≪жизнь≫ у него —это, скорее, жизнь культуры.

текстов Культура предшествует мышлению и науке, поэтому

мышление как вторичное и производное духа

не может понять чувства, равно как и искусство, религию, философию.

Это положение стало исходным в его постановке проблемы

о разных типах познания, о различении понятий ≪объяснение≫ и

понимание≫. Дильтей отрицает возможность объяснения в гуманитарных

науках: ≪Природу мы объясняем, человека же мы должны

понять≫. Понимание достигается путем ≪вживания≫, ≪сопереживания

, ≪вчувствования≫. Однако одно дело —понять современную

культуру, и совсем другое —постичь ≪мертвые≫ ныне культуры

древних инков и египтян. Для постижения культур прошлого он

разрабатывает и описывает приемы и методы интерпретации, которые

он называет герменевтикой, или искусством истолкования,

разъяснения и понимания текстов различного содержания. Сам

термин ≪герменевтика≫ в переводе с древнегреческого означает

интерпретацию или истолкование, связанное с пониманием.