logo
учебник Солонин, Каганов

18.1: Философия культуры эпохи европейского Просвещения 449

вернулось то, что называли pura et pia bella —"чистые и благочестивые

войны" героических народов≫1. В каждом из времен Вико находит

явления и процессы, подтверждающие повторяемость в истории.

Говоря о возвращении целого ряда вещей человеческих, он формулирует

свои суждения так, как будто ≪те же самые вещи снова вернулись

во времена последнего варварства≫2. Вико приводит примеры

такого рода возвращений в сфере права, собственности, форм правления

и пр. и предлагает ≪поразмыслить о тех параллелях, которые

были проведены во всем настоящем Произведении на большом количестве

материала между первыми временами и позднейшими Древних

и Современных ему наций≫3. Эта связь древности и современности

подтверждает неустранимую преемственность человеческой культуры

и ее целостность. И тогда, полагает он, окажется разъясненной

история, но не отдельная и временная История Законов и Деяний

Греков и Римлян, а История, идентичная в уразумеваемой сущности

и разнообразная в способах развития4. Такую историю ученый называет

идеальной историей вечных законов, ≪соответственно которым

движутся Деяния всех Наций в их возникновении, движении

вперед, состоянии, упадке и конце...≫5.

Некоторые объяснения Вико кажутся надуманными и неубедительными;

из приводимых им примеров ясно, что сходство вещей

только кажущееся и что на самом деле речь идет о возвращении

различного.

В связи с этим надо заметить, что Вико жил в эпоху, одной из

отличительных черт которой было превознесение Порядка. При всей

своей критической настроенности по отношению к рационалистической

философии Декарта, мыслитель все же был человеком своего

времени, и потому в его концепции закономерно присутствуют упорядоченность,

последовательность и жесткие причинно-следственные

связи. Вполне объяснима его оценка современного состояния европейской

культуры (напомним, начало XVIII в.!): ≪Ныне как будто

зрелая культурность распространилась среди всех Наций≫6, ≪повсюду

Христианская Европа блистает такой культурностью, что в ней изобилуют

все те блага, которые могут осчастливить человеческую жизнь

мс менее телесным удобством, чем наслаждением ума и души≫7.

1 Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. С. 440.

2 Там же. С. 444.

3 Там же. С. 459.

4 Там же. С. 460.

5 Там же.

6Там же. С. 457.

7 Там же. С. 459.

I s Культурология