logo
учебник Солонин, Каганов

234 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

Господину≫, доходящее до фанатического самоотречения и самопожертвования,

тогда как духовное отношение исключает насилие и

подчинение даже в ≪малых сих≫ —в ребенке, в собаке, в дереве,

в вещи; оно противостоит и эгоистической радости обладания, подчинения

своей власти, и рабской покорности ребенку, собаке, дорогой

вещи как своему господину.

Закономерен вопрос: почему и как возникла способность психики

человека продуцировать духовную энергию? Самое простое решение

его .содержится в мифологии и признавшей ее фантазии

реальностью религиозной философии: духовность человека —дар

Бога. Противоположный ответ дает позитивистски ориентированное

мышление: так, по мнению П. Кропоткина, основой духовности

человека служит его альтруизм, существование которого вытекает

из обнаруженного ученым ≪альтруистического поведения≫ животных.

Оба эти объяснения представляются неубедительными: первое

может удовлетворить только верующих и биологов-≪креациони-

стов≫, второе противоречит таким фактам, как невсеобщий характер

альтруистической мотивации человеческих поступков и историческая

пульсация альтруизма. Единственно разумным представляется

выведение всех аспектов духовности, включая альтруизм, из характера

человеческой практики и ее исторической эволюции.

Под практикой, как убедительно показал К. Маркс, нужно понимать

не деятельность абстрактно взятого индивида, а общественное

производство и определяемую его требованиями социально-организационную

деятельность. Когда практика была основана на труде

рабов, крепостных крестьян и наемных рабочих, деятельности чиновничьего

аппарата, состоящего из несвободных исполнителей

чужой, высшей воли, она не могла стать источником ничьей духовности

ни господ и управителей, ни несвободных тружеников и

бюрократических исполнителей. На протяжении всей мировой истории

культуры человечество мечтало о свободном труде, о равенстве

людей, независимом от их социального положения. Отражение

этой мечты присутствует, в частности, в сказках о простом

крестьянине, становящемся мужем царской дочери, в повествованиях

о потустороннем мире, в котором все будут равны и навсегда

избавлены от тяжкого труда. Формирование такого демократического

типа сознания происходило в русле отрицания реальной практики:

и мифология, и религия, и искусство конструировали модели

бытия, ≪негативные≫ по отношению к социальной реальности.

В этих сферах культуры зарождалась и развивалась духовная энергия

человека, первоначально связанная с действием фантазии. Поэтому

воплощением духовности человека должен был стать Бог.

Вытеснение же религиозного сознания светским заставило людей