logo
учебник Солонин, Каганов

7.2. Регулятивы и нормы 143

иия операций, т.е. о регулятивах. Эти знания обычно формулируются

в виде правил. Правило есть, эксплицированный в вербальной форме

регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам

регулятив —не одно и то же. Во-первых, человек способен действовать

в соответствии с определенными регулятивами и при этом

совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать,

какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь

сформулировать правила, описывающие используемые им способы

управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание

о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Даже отличное

знание текста инструкций и методических руководств еще не

обеспечивает успешного выполнения описанных ими действий. Студент-

медик может.знать назубок правила диагностики, но без соответствующей

тренировки он вряд ли в достаточной мере освоит

искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и

даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в

соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонкостей

знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гимнастическую

комбинацию, но вместе с Тем не уметь делать ее из-за

отсутствия необходимых для этого психофизических качеств.

Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество

познает мир, тем более эффективными становятся применяемые

им способы деятельности. Но знания и регулятивы —это разные

виды смыслов.

Соотношение регулятивов с ценностями и идеалами определяется

тем, что ценности и идеалы выступают как цели, на достижение

которых направлена деятельность человека, а регулятивы — как средства организации этой деятельности. Следовательно, ценности

и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения,

но они представляют собой то, что его стимулирует, а регулятивы

то, как оно должно строиться.

Однако человек может рассматривать в качестве ценностей и

сами регулятивы —правила, принципы, способы поведения. Для

медиков, приносящих клятву Гиппократа, принцип ≪не навреди≫ (не

принеси вреда больному) становится не просто регулятивом, нормой

их профессиональной деятельности, но и ценностью, символом врачебной

этики. Верующие относятся как к величайшей ценности к

ритуалам, установленным их религией, —правилам проведения богослужений,

поклонения церковным святыням, выполнения обрядов

и т.д. Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку,

шли на смерть, на самосожжение, не желая отказаться от ≪двуперстия

(обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других риту-