logo
учебник Солонин, Каганов

450 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

Очень бегло Вико дал характеристику Индии, Китая, России, Пе

сии, Турции, Японии, и здесь он тоже не удерживается от сравнени

Император Японии проводит в жизнь такую Культуру, котора

напоминает Римскую Культуру времен Пунических войн≫1.

На протяжении всей ≪Новой науки≫ ученый упорно иллюстри

рует совпадения явлений и причин, свидетельствующие о повтор≫

мости в культуре. Сменяя друг друга, эпохи подтверждают неут

мимый ход времени. Естественное поступательное движение, KOTOJ

рое нации проделывают за свою жизнь, лишено у него какой-либJ

ценностной окраски, речь идет не о прогрессе или регрессе, а лиш

о бесконечной эволюции истории. В рамках концепции циклического

развития автор стремится доказать, что история не преследует*

определенной цели, кроме цели сохранения рода человеческого, и не

имеет конечного пункта, по достижении которого она должна буде

прекратиться. Круговорот исторического процесса должен, соглас

но Вико, выразить бесконечность движения человечества.

При всей закономерности движения наций, мыслитель все ж~

различает ряд регионов, которые ≪поступательного движения чел

веческих гражданских вещей не проделали≫, —это Карфаген, Капу

и Нуманция2. Тем самым его ход истории —не фатальная закономерность,

а процесс, обусловленный рядом конкретных факторов,;

определяющую роль в котором играет человеческая деятельность,:1

Случаются падения целых народов из развитого состояния в дя*

кое. Это происходит, по мысли Вико, когда разум, опьяненный свои

ми достижениями, впадает во власть абстракций. Утрата живых

истоков жизни и мышления приводит культуру к гибели, к новому,

варварству.

Каждая эпоха, описанная Вико, не просто конгломерат разнообразных

явлений, сосуществующих, но никак не связанных между,

собой, а некое единство, все части которого пронизаны одним oc-j

ново'полагающим принципом и выражают одну главную ценность.'

Со сменой ценности соответственно приходит новая эпоха. Откры

тие такой внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности СО'

ставляющих каждой эпохи нередко ставили в заслугу последующим

культурологам (чаще всего Шпенглеру), между тем в истории европейской

культурологической мысли основоположником этого

подхода является Вико.

В ≪Новой науке≫ особое место отводится теории языка, поскольку

именно в языке улавливается единство человечества. Язык преД-

1 Вико Дж. Основания Новой науки'об общей природе наций. С. 457.

2 Там же. С. 456.