logo
учебник Солонин, Каганов

444 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

18.1. Философия культуры

эпохи европейского Просвещения

Исследование культуры как целостного общественного явленЯ

относится к периоду конца XVII —начала XVIII в., эпохе европеЯ

ского Просвещения. Вера в безграничные возможности человечЯ

кого разума, надежда на преодоление невежества, торжество гумаЯ

ности, добра и милосердия —эти благородные идеи привлекав

многих мыслителей. Во Франции их развивали Ш. Монтескье, В о Я

тер, Ж.-Ж. Руссо, в Германии —Г. Лессинг, И. Кант, И. Г. ГердерЯ

Италии —Дж. Вико, в Северной Америке —Б. Франклин, Т. КупЯ

Т. Пейн. В России идеи просвещения и гуманизма были основ^

культурологического мировоззрения М. Ломоносова, Ф. Прокопович:

В. Татищева, Г. Сковороды, А. Радищева, Н. Новикова, М. Щербатов

Идеи гуманизма наполняли духовную атмосферу общества, пн

никали в философию, литературу, искусство. Просветителей инг

ресовала возможность духовного совершенствования человека, в

имопонимания народов.

Дж. Вико—Значение Дж. Вико (1668—744) для культур;

основоположник логической науки настолько велико, что этого щ

культурологичес- аполитанского мыслителя вполне можно назвату

кой мысли ее основоположником. Вико впервые осуществи;

наиболее целостное и систематическое рассмо

рение человеческой истории и культуры, попытался определить з!

кономерности их развития. Его учение открыло новые возможное

ти для понимания различных культур, ибо в нем содержалась арг

ментация того положения, что каждое общество имеет сво;

представление о реальности, мире, природе, самом себе, что истор'

ческий опыт людей всегда отражается в языке, архитектуре, мифа,

искусстве, праве, нравах и пр. Широкий спектр проблем, затронут

в сочинениях Вико, не только дает основание считать его родон

чальником культурологии, но и ставит ему в заслугу закладывани|

основ сравнительной культурной антропологии, философии истЛ

рии, сравнительной исторической лингвистики, эстетики, герменеи

тики, социологии, юриспруденции.

Идеи мыслителя не получили широкого признания при его жив

ни. Известный российский историк XIX в. Т.Н. Грановский назва!

Вико ≪одним из тех страдальцев науки от общественного неприя

нания новых мыслей≫, которого только посмертно оценили по за^

лугам. Его главныйтруд ≪Основание Новой науки об общей прир:

де наций≫, выходивший в 1725, 1730 и 1745 г. на родине автор