logo
учебник Солонин, Каганов

8.1. Коммуникация

Термин ≪коммуникация≫ появился в научной литературе в начале

1920-х гг. Наряду с общенаучным значением —как средство

связи любых объектов в какой-либо системе —он приобрел широкий

социокультурный смысл и активно применяется во всех областях

человеческой деятельности. ≪Коммуникация≫ происходит от лат.

communication —сообщение, передача; communicare —делать общим,

связывать, беседовать. Данный термин используют и для описания

многообразных процессов, связанных с передачей информации,

и для констатации присутствия либо отсутствия некой связи

между двумя субъектами (системами).

Первоначально коммуникация в социальных науках, в том числе

и в дисциплинах, изучающих культуру, рассматривалась в контексте

общетеоретических построений бихевиоризма, где считалось,

что основой коммуникативных процессов является не язык как

система, но непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми

можно воспитать человека любого склада. Не в меньшей

степени на трактовку этого понятия оказали влияние и сторонники

символического интеракционизма, полагавшие, что социокультурная

структура как микро-, так и макроуровней является результатом

стабилизации процессов межличностного или межкультурного общения,

а процессы развития следует рассматривать как эволюцию

коммуникативных форм.

После Второй мировой войны оформились два основных подхода

к изучению процессов коммуникации. Первый представлен кон-