logo
учебник Солонин, Каганов

456 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

Конечно, не следует идеализировать значение эволюционизма,

концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось мног

критических суждений по поводу прогресса в истории культуры, дв

жения от простого к сложному. Но все это не могло заслонить

умалить достоинств эволюционизма в обосновании культурологи

Его идеи приобрели особую актуальность в наше время, ког

возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, пр.

одолении духовного кризиса, поиске истоков культурных явлени

новом осознании ценности культур разных народов.

Э. Тайлор Рассмотрим более подробно культурологически

об эволюции идеи английского ученого Э. Тайлора. Его фунд

культуры ментальный труд ≪Первобытная культура≫ (1871

написан на основе анализа культур более 400 эт

носов. Он переведен на многие языки и принес своему автору вс

мирную известность.

В этой книге Э. Тайлор формулирует основные принципы куль,?

турологии, исследующей культуру народов на различных стадия

исторического развития. По его мнению, культура слагается из зн

ния, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и нек,

торых других способностей и привычек, усвоенных человеком ка

членом общества. Явления культуры существуют у каждого наро

да, что свидетельствует об общих законах их происхождения и раз

вития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяв

общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Эти (

объясняется единство человечества и обусловливается возможности

взаимопонимания и диалога культур.

Все народы и все культуры соединены в один непрерывн

развивающийся процесс. Эволюция происходит постепенно, когд

один слой культуры накладывается на другой. Катастрофы, катак

лизмы, скачки, революции губительны для нее. Это не означает

что культура сопротивляется новаторству, открытиям, изобретена

ям, гениальным произведениям. Но они постепенно включаются в

ткань культурной жизни, приобретают известность и культурное

значение.

Культуры подобны видам растений и животных, поэтому иссле

дователь может систематизировать их, располагать эволюционными

рядами, выявлять повторяемость и устойчивость, ареалы распространения.

Такой подход сближает методы естественных и гумани

тарных наук.

1 Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1984. С. 21.