logo
учебник Солонин, Каганов

42 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

культурантропологов, примитивная культура, представляет собой более

или менее развитую систему, охватывающую такие виды культурной

жизнедеятельности, как традиции, обычаи, нравы, этические

нормы и этикет, обряды, культовые отправления, развлечения, культурные

формы трудовой деятельности, предметные области культуры,

художественную жизнь, высокоинтеллектуализированные виды

культурного творчества и т.п., которые сами могут рассматриваться

подсистемами культуры. Следовательно, культурология изучает культуру

как сложную системную целостность, подсистемы и элементы

которой находятся в разнообразных структурных и функциональных

соотношениях. Это могут быть соотношения взаимозависимости,

соподчинения, интеграции, иерархических зависимостей и пр. Но как

бы ни строилась культурология, с использованием ли системного

подхода, функционального, семиотического или других, она всегда сохраняет

все основные признаки науки.

Как всякая наука, имеющая конкретный предмет изучения, она

является эмпирическим знанием об этом предмете. Это значит,

что культурология изучает культуру в конкретных формах ее существования

и в реальных фактах ее проявления, стремится постичь

ее такой, какая она есть, а не такой, какой она должна быть

исходя из воображаемых культурных моделей. Эмпирическому характеру

культурологии не противоречит то, что как общая теория

культуры она основывается на сведениях и данных более частных

наук, которые нередко бывают уже организованными в виде теорий.

Культурология как эмпирическая наука является наукой обобщающей:

свои утверждения и выводы она получает путем индуктивных

обобщений конкретных фактов, реалий и процессов культуры

1. Очевидно, что сначала обработку культурологической информации

осуществляют частные науки, а затем их обобщения в

виде частных теорий этих конкретных наук служат основанием для

дальнейших построений общей теории культуры. Таким образом,

культурология —своего рода эмпирико-индуктивная наука. Именно

этот ее характер обусловливает важнейшее методологическое \

требование, которому она, как и всякая эмпирическая наука, должна

следовать неукоснительно: данные культурологии должны опираться

на возможно более широкую и полную эмпирическую основу. Научное

обобщение тем содержательнее и надежнее, чем больше эмпирических

данных лежит в его основании. Поэтому представители

1 Индукцией в общенаучном смысле называют движение мысли и рассуждений

от единичного и частного к общим и все более общим выводам и заключениям,

поэтому с нею связывается представление о методе обобщения.