logo
учебник Солонин, Каганов

5.3. Инкультурация и социализация 101

няется по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым

культурным условиям. С его помощью описываются сложные аспекты

адаптации, связанные с вхождением в иную культурную среду.

До недавнего времени термин ≪инкультурация≫ не имел широкого

хождения. Им пользовались почти исключительно в американской

культурантропологической традиции. Более того, он подвергался

критике ввиду неопределенности своего значения. Действительно,

в работах вышеназванных авторов и их последователей

≪инкультурация≫ по сути дублировала гораздо более часто использовавшийся

термин ≪социализация≫, а его происхождение было прямо

связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления

общества и культуры. Однако сегодня в научно-гуманитарном

знании оба понятия активно применяются и уже не дублируют друг

друга. Каждое из них имеет свою область применения, ими оперируют

в различных дисциплинарно-предметных областях. И за ин-

культурацией, и за социализацией закреплен свой смысл, хотя очень

часто они и употребляются в качестве синонимов. Как явствует из

самой этимологии слов, под социализацией понимаются в первую

очередь социальные, социологические моменты адаптации индивида

к среде обитания; под инкультурацией —соответственно, культурные,

культурологические.

Социализация Слово ≪социализация≫ происходит от лат. socialis — общественный. В социологии под социализацией подразумевается

процесс становления личности. Он происходит посредством

усвоения индивидом ценностей, этических и юридических норм,

мировоззренческих установок, образцов поведения, присущих данному

обществу, социальной общности или группе. В социологии и в

социальной психологии делается акцент на такой стороне этого процесса,

как формирование на основе усвоения социального опыта активной

жизненной позиции личности. Социализация может осуществляться

и в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе

воспитания, и под влиянием широкого круга других воздействующих

на человека факторов окружения. В первом случае используются различные

образовательно-воспитательные процедуры, унифицированные'

is каждом обществе в рамках пайдевтических (образовательно-воспитательных)

учреждений. Во втором же задействуются разнообразные

явления и формы социальной реальности: семейное или внесе-

мейное общение, искусство, средства массовой коммуникации, совместная

деятельность, организация досуга и пр. .

Социализация, как полагают большинство современных социологов,

происходит по крайней мере в трех основных сферах —в де-