logo
учебник Солонин, Каганов

232 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

Ж. Б. Шардена и В. Ван Гога, И. Машкова и К. Петрова-Водкина,

живописный натюрморт становится подлинным произведением искусства,

а не подобием рекламного щита овощного магазина. Такое

восприятие, сформированное культурой, само становится феноменом

культуры и формирует культуру зрителя и читателя. Натуралистический

иллюзионизм (≪Как живое!≫ —восхищается человек

с неразвитым эстетическим сознанием) лишен художественной ценности,

потому что изображение предметов на картинах такого рода

не одухотворено, чисто ≪технологично≫.

Подобно интеллекту духовные чувства, установки, потребности не

врожденны индивиду, а вырабатываются прижизненно: в опыте его

деятельности, в общении с другими людьми и в ходе освоения культурного

наследия, сохраняющего экзистенциальный опыт предшествующих

поколений. Человек унаследовал от своих предков агрессивность

как инстинкт жизнеобеспечения, поскольку уничтожение, убийство

ради поедания является биологическим законом бытия —в

первоначальной форме он проявился в травоядении, т.е. в уничтожении

животными растений, в развитом виде —в убийстве и пожирании

одними животными других. Он же действует при противоборстве

самцов за самку и за предводительство в стаде. Биологический закон

заключается, следовательно, во власти силы, ограничиваемой лишь запретом

на убийство в пределах каждого вида. Особенностью человеческого

бытия, ставшей одним из маркирующих признаков культуры,

явилось подавление агрессивности путем табуирования определенных

форм поведения внутри родоплеменной общины, преодоления каннибализма

и вытеснения военного способа разрешения межплеменных

противоречий мирными соглашениями, достигавшимися в ходе

диалогов вождей за символической ≪трубкой мира≫. Однако силовые

, методы —войны, бунты, революции —были основным и наиболее

действенным средством разрешения социальных, а нередко и идеологических

(религиозных) противоречий на протяжении всей человеческой

истории и остаются таковыми по сей день —столь сильным

оказалось биологическое наследие. В противовес им культурой ≪изобретены

мирные, бескровные дипломатические и реформистские, т.е.

диалогические, способы достижения целей, которые применяются все

шире и все более успешно и в наше время представляют собой альтернативу

самоуничтожению человечества. Их суть состоит в вытеснении

нравственно-духовным отношением человека к человеку отношения

потребительского, прагматического, экономического и политического,

расистского и националистического. >

Действительно, первоначально отношение к Другому как к Другу,

согласно И. Канту, нравственное отношение —было ограни-