logo
учебник Солонин, Каганов

318 Глава 14. Историческая типологизация культуры

требований, налагавшихся на его поведение. Особую роль здесь

играли запреты —табу, охранявшие жизненно важные для существования

племени устои коллективной жизни (порядок распределения

пищи, недопущение кровнородственных половых связей, неприкосновенность

особы вождя и т.д.). Культура начиналась с введения

запретов, которые пресекали асоциальные проявления

животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживали личную

предприимчивость (охранительный характер так или иначе свойствен

всякой культуре вообще).

С развитием языка и речи формировался и приобретал все

большее значение новый информационный канал —устное вербальное

общение. Это сопровождалось развитием мышления и индивидуального

самосознания. Индивид переставал отождествлять

себя с коллективом, у него появлялась возможность высказывать,

предлагать и обсуждать различные мнения и предположения по

поводу событий, действий и их последствий, планов и т.д., хотя самостоятельность

мышления долгое время оставалась еще очень ограниченной.

На этом этапе духовным основанием первобытной культуры

стало мифологическое сознание. Мифы окутывали все формы

жизнедеятельности людей и выступали как основные ≪тексты≫ культуры.

Их устная трансляция обеспечивала установление единства

взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

Вера в ≪свои≫ мифы скрепляла сообщество и вместе с тем отделяла

его членов от ≪чужаков≫, веривших в иные мифы.

Поэзия мифов была первой формой литературного творчества.

Но мифологическая символика воплощалась не только в словесной

форме, она выражалась также в знаковых структурах обрядов,

пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предметов

домашнего обихода и т.д. В результате мифология создавала

атмосферу для появления разнообразных видов первобытного искусства.

В мифах закреплялись и освящались практические сведений

и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче

от поколения к поколению накапливавшийся в течение многих

веков опыт сохранялся в социальной памяти и образовывал первичный

уровень знаний и способов мышления, от которого начинался

путь к развитию философии и науки. В мифологических

рассказах о божествах, населяющих мир, зарождалось религиозное

мировоззрение.

Таким образом, в слитном, недифференцированном (синкретичном)

виде первобытная мифология заключала в себе зачатки основных

областей духовной культуры, которые выделялись из нее на