logo
учебник Солонин, Каганов

530 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.

имостью и т.д. В связи с этим возрастает значение языка для культуры:

он становится вместилищем традиций и склада мышления,

обычаев и привычек, духа народов.

В работе ≪Археология знания≫ (1969) и последующих работах

Фуко формулирует новую методологию для исследования культуры:

место ≪эпистемы≫ занимает ≪дискурс≫, или ≪дискурсивная практика

, ≪дискурсивное событие≫. ≪Дискурс≫ —понятие, выдвинутое

структуралистами для анализа социальной обусловленности речевых

высказываний, нередко используется Просто как синоним речи.

В работах Фуко дискурс —это социально обусловленная организация

системы речи и действия.

Любая речь не только что-то высказывает, но и объясняет то, что

высказывает, т.е. проясняя собственные основания или причины.

Такая субстантивация производится не только и не столько лингвистическими

или логическими средствами, сколько социальными средствами

внутри более широкого социокультурного пространства. С

точки зрения дискурсивного анализа речевое высказывание можно

исследовать не только лингвистически, прояснением содержащихся

в них значений, но и социально, прояснением норм и правил,

артикулирующих в разных стратегиях дискурсивные элементы.

Именно дискурс позволяет Фуко исследовать такие явления, как

безумие, сексуальность, смерть и т.д. Эти формы систематически

репрессировались западной культурой, поэтому рациональным способом,

т.е. с применением научного категориального аппарата, их

исследовать не представляется возможным. Дискурсивный анализ

позволяет Фуко решить неразрешимую задачу: дать безумию говорить

от своего имени, собственным языком. Проблема в том, что

собственного языка безумия не существует. Язык всегда разумный.

Как можно написать историю безумия изнутри разума, использующего

свой категориальный аппарат для репрессии разума? Поэтому

тот или иной объект, в частности репрессированное западной

культурой безумие, исследуется на материале дискурсивных (речевых)

практик, сформировавших этот объект. Последний до, вне и

независимо от этих практик не существует.

Исходным материалом науки, искусства, литературы и всякого

иного явления культуры является популяция (представление, повествование

и пр.) событий в пространстве дискурса. Суть ≪дискурсивных

событий≫ составляют связи и отношения между высказываниями,

означающими совокупность неких объективных правил, закономерностей,

которые образуют ≪архив≫. Понятие ≪архив≫ означает

лежащие в основе разного рода документов и текстов структуры

и законы, ≪управляющие появлением высказываний как единичных