logo
учебник Солонин, Каганов

160 Глава 7. Культурные ценности и нормы

видуальная≫ сторона ее духовного мира. Невозможно говорить и

менталитете всего человечества, поскольку неясно, в чем состо

специфика, отличающая нашу, человеческую., культуру от другой, ≪н

челове'ческой≫. Если бы мы вошли в контакт с какой-то неземно

цивилизацией, это стало бы возможным, ибо тогда выяснились б

особенности человеческой ментальности, отличающие ее от ментал'

ности представителей неземной цивилизации. А пока нам не изве

тна никакая другая, ≪нечеловеческая≫, культура, о существовании ос

бого менталитета человечества мы можем только догадываться.

Категории Ментальное поле структурируется некоторы

культуры общими идеями, которые выражаются в категор

ях культуры.

Категории культуры —это самые общие представления и у

тановки, из которых исходят люди в восприятии и понимании всег

с чем они сталкиваются в своей жизни. Они делятся на две гру

пы. В первую входят онтологические категории, относящиеся i

всем объектам, с которыми люди имеют дело. В этих категори

выражаются представления о самых общих, универсальных атриб*

тах окружающего объективного мира. К ним относятся простран

ство, время, движение, изменение, свойство, качество, количество, при

чина, следствие, случайность, закономерность и т.д. Эти категори!

применимы к любому объекту ^в природе и в обществе. Поэтом;

ими можно пользоваться даже для описания какого-либо объекта,

котором известно очень мало или вообще ничего не известно: веМ

все равно можно думать, что этот таинственный объект все-так"

существует в пространстве и во времени, что он обладает каким

то качественными и количественными характеристиками, что еей

какие-то причины его появления и пр. Вторая группа категори;

культуры включает в себя социальные категории, характеризующие

человека и общество, основные, важнейшие обстоятельства общ

ственной жизни людей, их деятельности и духовного мира: тру

собственность, власть, государство, свобода, справедливость, добр

совесть, долг и т.д. Обе группы категорий тесно взаимосвязан

поскольку грань между онтологическими и социальными категор

ями относительна и в различных культурах проводится по-разн

му. Было бы напрасным трудом пытаться составить полный пе^

чень всех категорий культуры: они переплетены между собой, ≪и:

ретекают≫ друг в друга, так что выделять их можно различи

образом, да и сам состав их исторически изменяется.

Категории —это базисный семантический ≪инвентарь≫ к у л ь в

ры. Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговари