logo
учебник Солонин, Каганов

14 Глава 1. Культура как предмет изучения

ском аспекте. Развитие культуры, согласно Гердеру, составляет содержание,

направление и смысл исторического процесса. Культура

является, не невесть откуда возникшим состоянием, а раскрытием

сущности человека в историческом движении, следовательно, ее

высшим и полным выражением выступает гуманизм. В соответствии

с этим учением составились представления о высших и низших

стадиях культуры, о культурных эпохах и культурных народах.

Именно в это время утвердилось мнение, что ядро, сердцевину культуры

составляет духовная жизнь человека, высшее развитие его

духовных способностей. Таким образом, если первоначально представление

о культуре формировалось в ее противопоставлении

природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как

о динамической, развивающейся сущности.

Однако все эти воззрения явно или неявно основывались на убеждении,

что культура существует в одной-единственной форме —

европейской. Весь мир, кроме Европы, мыслился живущим во вне-

культурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила

название европоцентризма. Ее идеологические и политические последствия

сказались в самоуверенном убеждении, что перспектива

войти в культуру, приобрести ≪историческое измерение≫ у народов

других континентов появилась только с того момента, когда

они были открыты европейцами и стали приобщаться к ценностям

и достижениям европейского образа жизни. По сути дела, этот взгляд

послужил оправданием колониальной экспансии европейских стран

и способствовал поддержанию их колониального господства, возведя

его в ранг культурной миссии европейцев. Подобно тому, как

древние греки и римляне выделяли себя из варварского окружения,

чье бытие было лишено, по их мнению, какой-либо ценности и смысла,

сторонники европоцентризма вводили и развивали представления

о мире европейской культуры в окружении примитивных, диких,

недоразвитых народов и обществ.

Развитие науки и просвещения, упорная работа гуманистической

мысли постепенно дискредитировали эту идею, делая ее научно и

нравственно несостоятельной. К началу XX столетия уже неоспоримо

утвердилось передовое научно обоснованное гуманистическое

понимание, что человечество — не монокультурное образование, а

совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные

культуры, которые невозможно ранжировать по принципам

≪высшие — низшие≫, ≪развитые —неразвитые≫, ≪совершенные — несовершенные≫ и т.д. Мир поликультурен. Каждая из культур развивает

свой ценностный и духовный потенциал, имеет только ей

присущие особенности, в которых воплотился исторический и жиз-