logo
учебник Солонин, Каганов

1.4. Сущностные характеристики культуры

Поскольку культурная деятельность детерминирована не биологическими

механизмами, а ≪сущностными силами человека≫, то и воспроизводство

этих сил достигается не природными средствами, а теми,

которые возникают в результате этой деятельности, даже если в их

основе имеется природное субстратное начало. Таким образом, культурная

деятельность • . это деятельность по созданию нового, того,

чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть по ее

собственным законам. Поэтому есть все основания толковать культуру

как творчество, освободив это понятие от иррационалисти-

ческих и мистических привнесений. Творческое начало в человеческой

деятельности представляет собой социокультурный механизм

переработки и создания новых смыслов. Их овеществление ведет к

созданию все более' высоких в духовно-ценностном отношении предметов

культуры. В каждой культуре сочетаются две тенденции: рутинная

деятельность, т.е. воспроизводящая (репродуцирующая) уже

достигнутый уровень культуры, и развивающаяся культура, отмеченная

креативной, творческой, продуктивной способностью. Усиление

второй тенденции определяет прогресс культуры.

Культурная деятельность как способ реализации активности

субъекта отличается еще одной важнейшей особенностью: свободой.

Это не слепой, подчиняющийся жесткой необходимости, а целенаправленный,

сознательный и свободно ориентированный процесс,

предполагающий столь же свободный выбор средств своего осуществления.

Вне свободы нет культурного творчества, в этом смысле

она является сущностной характеристикой культуры. Конечно,

каждый раз свобода реализуется в определенных условиях, при наличии

конкретных предпосылок, прежде всего материальных возможностей,

предоставляемых уже достигнутым уровнем развития культуры.

Чем менее культура обусловлена природными и материальными

факторами своего существования и развития, тем полнее

выражается в ней дух свободы. Таким образом, речь не может идти

об абстрактном понимании свободы или о ее абсолютном воплоще-

нии! Она всегда имеет конкретные формы свой культурной реализа-