logo
учебник Солонин, Каганов

20.2. Постмодернизм

ла транскультурой, политика —трансполитикой, экономика —^В

экономикой, сексуальность —транссексуальностью. Все по

<лось ≪радикальному извращению≫ и погрузилось в ад восприняв

ства, в ≪ад того же самого≫. Характеризуя сложившуюся в МИ|И

ситуацию, он отмечает, что триумфальное шествие модернизм;) и

привело к трансформации человеческих ценностей, зато произошло

рассеивание, инволюция ценностей и следствием этого оказалась

тотальная конфузия≫, '≪невозможность выдумать какой-либо определяющий

принцип: ни эстетический, ни сексуальный, ни политический

.

На американском континенте постмодернистские взгляды были

впервые четко выражены литературоведом Лесли Фидлером в

работе ≪Пересекайте границы, засыпайте рвы≫ (1969), в которой

автор поставил проблему снятия границ между элитарной и массовой

культурами, столь характерную для модернистского искусства.

Писатель в его концепции назван ≪двойным агентом≫, поскольку

обязан осуществлять в своем творчестве связь реальности техно-

логизированного мира и мифа (чуда, вымысла), отвечать в равной

мере и элитарному, и популярному вкусам. Произведение искусства

должно стать как бы многоязычным, приобрести двойную структуру

как на социологическом, так и семантическом уровнях. Такого

рода направленность художественного творчества была вызвана

реакцией на элитарность, присущую большинству форм модернизма.

Эту же черту модернистского искусства намеревался преодолеть

американский архитектор и критик Чарльз Дженкс, которым

введено понятие ≪двойного кодирования≫.

. Оно подразумевает возможность двойной авторской апелляции:

и к массе, и к профессионалам. В дальнейшем дуализм постмодернизма

уступил в концепции Дженкса место плюрализму стилей,

архитектурных языков. В 1987 г. в статье ≪Что такое постмодернизм?

,, исходя из теоретических разработок Лиотара, Дженкс развивает

свое представление о постмодернистском искусстве.

Мироощущение постмодернизма нашло свое многогранное и развернутое

воплощение в искусстве, в рамках которого оно впервые

возникло, а затем им же пропагандировалось, выражалось и генерировалось.

Многие черты, присущие постмодернистскому искусству,

характеризуют не столько его, сколько общую культурную парадигму

современности.

Итак, постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое

отражение духовного поворота в самосознании западной

цивилизации, нашедшее свое выражение в соответствующих

культурфилософских концепциях и в художественном творчестве.