logo
учебник Солонин, Каганов

3.4. Культурология и социология культуры 57

Браун, создавшим основы функционального истолкования сущности

культурной жизни; К. Леви-Стросс, основавший структурную антропологию,

в которой культура рассматривается как система устойчивых

структур, выраженных различными знаковыми средствами

и закрепляющих устойчивые ментальные и иные характеристики

коллективной жизни; Л. Фробениус, развивавший идеи о

культурных центрах, которые распространяют культурное влияние.

Однако описательное направление в культурной антропологии

не получило господствующего значения. Наряду с ним возникло

направление, выдвигавшее объяснительную задачу изучения

культуры. Оно было связано с так называемой ≪поведенческой

установкой≫ в понимании взаимодействия культуры и

человека. Культура есть система правил, норм, определяющих поведение

человека. Через нее выясняются значения отдельных элементов

культуры в аспекте функционального отношения к ним

человека. Принимая на себя значимые в данной культуре нормы

поведения и группового участия, индивид тем самым включается

в данный культурный мир, становится активным участником культурного

процесса, осваивает его специфические артефакты. Именно

объяснительная установка дает возможность расширить представление

о динамичных и функциональных процессах культур:

аккультурации, культурных контактах и взаимодействиях, диффузии,

традиции и пр.

Для представителей культурной антропологии всегда было характерно

стремление обращать внимание на так называемые ≪традиционные

культуры≫. Особенностью последних является то, что

они, как правило, представляют собой весьма слабо эволюционирующие,

малодинамичные, следовательно, стагнированные культурные

системы. В них слабо развиты не только внутренние динамические

процессы, но и межкультурные взаимодействия. Это позволяет довольно

четко определить их границы, провести кодификацию свойственных

им артефактов, функциональных отношений и семиотических

систем. Поэтому данные и выводы культурной антропологии,

весьма ценные относительно вышеуказанных культурных систем,

имеют ограниченное значение применительно к современным, динамичным,

сложноорганизованным взаимодействиям культур. Таким

образом, неправомерно отождествлять культурную антропологию

с культурологией в целом. Последняя значительно шире в

предметном и теоретическом отношениях. Она использует новые

современные методы исследования культур, возникшие не только

в недрах собственно культуроведения, но и в целом в обществоведении

и гуманистике. , '''...