logo
учебник Солонин, Каганов

44 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

вых теорий, уточнению уже имеющихся. Таким образом происходит

прогресс науки, ее развитие. Если мы посмотрим на состояние

культурологии в наши дни и сопоставим его с тем, каким оно было

лет пятьдесят назад, в середине XX в., то обнаружится весьма значительная

разница.

Культурология как общая теория культуры предполагает наличие

менее общих наук, развивающих частные теории, относящиеся к

отдельным сферам культуры или ее аспектам, которые имеют более

непосредственную связь с фактами. Упрощенно такое отношение

наук и теорий можно представить в виде пирамиды. В этой пирамиде

культурологического знания ученые чаще всего имеют дело с

соотношением научных теорий, когда надо от одних теоретических

положений переходить к другим, одни теоретические положения

доказывать или опровергать с помощью других, и к фактам обращаются

только для иллюстрации или в некоторых крайних ситуациях.

Когда мы знаем, что ищем, наша идея, т.е. некоторое общее положение,

принцип или постулат, помогает нам разобраться в мире

фактов, классифицировать их, отобрать нужные, описать и в конечном

счете объяснить. Движение мысли идет, таким образом, не только

от факта к общему положению или теории, но и в обратном

направлении —от общего положения к факту. Возможен также

переход от одного теоретического положения к другому. Последние

два способа в развитии науки принято называть дедуктивным

методом'1. Именно ему принадлежит главная роль в создании научных

теорий, когда из общих принципов, законов выстраивается

последовательность следствий, выводов и объяснительных схем.

Каждая наука лишь тогда соответствует своему статусу, когда представляет

собой правильно построенную теорию, а не механический

набор фактов или более или менее систематизированное их обобщение.

Итак, культурология не только индуктивная наука, но и теоретическая,

построенная средствами дедуктивного метода. На этом

основании ее можно отнести к тем наукам, которые принято называть

гипотетико-дедуктивными, сочетающими вероятностные научные

положения, эмпирически обоснованные гипотезы с достоверными

выводами, полученными чисто теоретическим образом на

основе логических соображений и методов.

Еще на одну сторону культурологии как науки следует обратить

внимание. Мы Говорим о фактах, этом ≪хлебе всякой науки*. Но что

такое факт? В культуре это некая минимальная единица, облада-

1 Дедукция —переход от общих и частных утверждений к менее общим и

единичным.

3.1. Культурология и философий культуры 45

ющая неким единым культурным значением, которая может наблюдаться,

описываться и фиксироваться в каких-то суждениях.

Однако культурная жизнь являет собой сложную целостность взаимосвязанных

элементов и частей. Она постоянно изменяется, по-

разному представая в свете различных позиций и точек зрения на

нее. Чтобы вычленить в ней то, что подлежит изучению, собственно

факты, надо проделать сложную работу по расчленению этого

целого, отделению одних явлений культуры от других, упорядочению

их, сопоставлению, классификации и т.д. Этот тип исследовательской

работы получил название анализа. Культурология —аналитическая

наука, которая ищет действительные, а не мнимые факты

культуры, проверяет их достоверность, обнаруживает адекватные,

т.е. соответствующие сущности, формы их существования. Она вырабатывает

надежные средства ориентации в мире разнообразных

культурных явлений. Без аналитической работы, которую можно

назвать работой по апробации или критике фактов, культурология

обойтись не может. Только в итоге эффективно проведенной аналитической

работы возможны процедуры проверки научных положений

культурологии, т.е. соотнесение ихс фактами. В научной методологии

эта процедура называется верифицированием, проверкой истинности

(от лат. Veritas —истина).

Итак, обобщая все вышесказанное о культурологии как науке,

мы приходим к выводу о том, что, входя в ряд других наук, она

должна соответствовать тем общим методологическим требованиям,

критериям, которым подчиняется каждая отрасль знания, претендующая

на статус науки. И в целом культурология им удовлетворяет.

Называть культурологию философией науки означает вносить

ненужную путаницу.

Некорректно и философию культуры интерпретировать как науку,

так как этим стирается то оригинальное, что специфический

философский взгляд вносит в знание о культуре. Следует еще раз

оговориться. В философии существует взгляд, что она является тоже

наукой.

Философия культуры является умственной сферой, в которой

фиксируется результат философского интереса к культуре, итог ее

философской интерпретации.

Культурология как наука стремится к единству знания о культуре

и к единообразию его понимания и использования, следовательно,

исходит из идеи, что возможна и достижима единая и общепризнанная

наука о культуре. Этому содействует единство научных

методологий, на которых она развивается. Философия культуры, наоборот,

такого единообразия не предполагает. Можно сказать, что