logo
учебник Солонин, Каганов

12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 275

кам, не означает, что она перестает быть семиотической системой.

Если бы это было так, она не была бы культурой. ≪Разрушая знаки

предшествующих культур, она создает знаки разрушения знаков≫

(Лотман). Кроме того, для разоблачения фальши и химеричности

мира знаков она сама пользуется разными их типами —прежде

всего словами.

Вместе с освобождением от власти слова культура Просвещения

освобождается и от гегемонии целого над частью. Отдельная

личность имеет ценность сама по себе, а не потому, что является

представителем какой-то социальной общности. Если в синтактической

культуре значимость человеку придает его принадлежность

к целому —коллективу, обществу, государству, то в асинтактиче-

ской культуре Просвещения, наоборот, человека возвышают, противостояние

большинству, самостоятельность, романтическое одиночество.

Ее герой —Карл Моор из драмы Шиллера ≪Разбойники≫,

восстающий с кучкой соратников против общества.

Семантико-синтактический тип культуры складывается в

XIX—X вв. Он вырастает на почве, подготовленной Просвещением.

Просветители, продолжив начатый их предшественниками в синтактическом

типе культуры отход от магии слов, ритуалов и символов

ради практического дела, здравого смысла и реальной пользы,

довели его до логического завершения: они нанесли смертельный

удар господству религиозного сознания в умах людей. Под их язвительной

критикой рухнула наивная вера в священные словесные

формулы, заклинания и молитвы. Они внедрили в общественную

мысль идею прогресса, который обеспечивался не ≪религиозным радением

, а просвещением, знанием, развитием науки и техники.

Отказ от синтактического принципа добавил к практицизму и

реализму просветителей склонность к ≪атомистическому≫, механистическому

и аналитическому пониманию действительности —как

природы, так и человеческого общества. В просветительской культуре

не осталось никакого места для мистических тайн мироздания и

человеческой природы: и мир, и человек подлежали рациональному

исследованию, постепенному, часть за частью, постижению их сущности.

Величайший мыслитель XVIII в. И. Кант доказывал, что мир как

целое, душа как целое и Бог — . это лишь идеи разума, которые не

отражают ничего, что было бы доступно человеческому опыту.

Культура Просвещения внесла в общественное сознание дух

оптимизма и веры в лучшее будущее человечества, Она возвысила

человеческий разум и заложила фундамент для последующего развития

научного познания. Но вместе с тем, борясь с синтактическим

признанием подчинения части целому, просветители показали