logo
учебник Солонин, Каганов

532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.

тического центра, но и центрирующее единство кода (в метафорике

Делёза и Гваттари —≪Генерала≫). ≪Генерал≫ —метафора, введенная

для обозначения внешней (принудительной) детерминанты, в

качестве которой могут выступать внешняя причина, субъект, центр,

автор (применительно к тексту). Согласно постмодернистской оценке

фигура ≪Генерала≫ оказывается не только аксиологически архаичной,

но и семантически невозможной.

Логика корневой культуры —это логика жестких векторно-ори-

ентированных структур, в то время как ризома моделируется в

качестве неравновесной целостности (во многом аналогичной неравновесным

средам, изучаемым синергетикой), не характеризующейся

наличием организационных порядков'и отличающейся непрерывной

творческой подвижностью. Источником трансформации

выступает не вторжение инородных элементов, а имманентная нестабильность,

обусловленная ее энергетическим потенциалом варьирования.

Если структуре соответствует образ мира как Космоса,

то ризоме —как ≪хаосмоса≫. Ризома в принципе плюральна, причем

процессуально плюральна. Она не подчиняется никакой структурной

или порождающей модели.

Ризома как организационная модель находит свою конкретизацию

в постмодернистском художественном творчестве, в рамках

которого идеал оригинального авторского произведения сменяется

идеалом конструкции как стереофонического потока явных и скрытых

цитат, каждая из которых отсылает к различным и разнообразным

сферам культурных смыслов. Воплощением ≪древесного≫ художественного

мира служит книга. Для ≪древесного≫ типа культуры

нет будущего, он изживает себя, полагают Делёз и Гваттари, Нынешняя

культура —это культура ≪корневища≫, и она устремлена в

будущее. Грядет рождение нового типа творчества и, соответственно,

чтения. Книга-корневище будет реализовывать принципиально

иной тип связей: все ее точки будут связаны между собой, но связи

эти будут бесструктурны, множественны, запутанны, они то и дело

неожиданно будут прерываться. Такой тип нелинейных связей предполагает

иной способ чтения, восприятия. Этого рода организацию

художественного текста У. Эко сравнивал с энциклопедией, в которой

отсутствует линеарность повествования и которую читают с

любого необходимого места. Именно так создаются гипертексты в

компьютерных сетях, когда каждый из пользователей вписывает свою

версию и отсылает ее для дальнейшего наращивания другими пользователями.

Нелегко воспринимать вещи по их середине, не сверху и

не снизу, не справа и не слева: попробуйте, призывают Делёз и

Гваттари, и вы увидите, как всё изменится.