logo
учебник Солонин, Каганов

446 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

созданный людьми. Тем самым Викр провел четкую границу межд;

естественными науками, исследующими сравнительно неизменную]

природу физического мира, и науками гуманитарными, которые изут]

чают социальную эволюцию посредством эмпатического проникно*

вения и для которых научно-критическое уточнение текстов —HeJ

обходимое, но недостаточное условие сознания.

Для того чтобы познавать мир, созданный людьми, в его целост

ности необходим союз философии и филологии, считал Вико. Хотя]

философская мудрость≫ представлялась автору бесспорно истицу

ной формой познания, он отдавал дань и поэтическому творчеству.i

Соответственно им были выделены две формы постижения мира:|

поэтическая и философская. Поэт интерпретировался как первый!

мыслитель рода человеческого. По мнению Вико, именно чувства;?

воображение позволили заложить основы человеческой культурыД

Фантазия, воображение были первыми способами освоения окру-i,

жающей человека действительности. Продуктом этой первой чело-*]

веческой умственной деятельности стали мифы, образы, символы,;;

знаки. Мифы, как и вообще художественное творчество людей, яв-,

лялись не пустой забавой, развлечением, а способом мышления для,

целых народов. Вико обнаружил определенную последовательность

в становлении культуры человечества: ≪первые народы, как бы

дети Рода Человеческого, прежде всего основали Мир искусств;

впоследствии Философы, появившиеся через много лет, следовательно, |

как бы старики наций, основали мир Наук; тем самым Культура,

была полностью завершена≫.

Вико ратует за целостный человеческий мир и пытается устра- ij

нить пропасть, которая образовалась в рациональной философии

между реальным человеком и его трактовкой как рационального

существа. В подавляющем большинстве теорий того времени провозглашался

разум. Согласно Вико, сущность человека составляет |

мудрость как синтез воли и интеллекта, сознания и души. Его труд '

Основания Новой науки об общей природе наций≫ имеет целью

описать историю человечества, ее ход и векторы развития. Мысли- \

тель проводит логический анализ человеческой культуры, различных

ее форм и проявлений, с тем чтобы познать смысл истории

вообще, а не той или иной конкретной эпохи. О прошлом человечества,

справедливо замечает он, рассказывают не только дела людей,

но и их мысли, идеи, объективированные в языке, преданиях, мифах.

Анализ человеческих идей в его книге есть способ, но не предмет

исследования. Предметом исследования является мир наций, построенный

людьми. Этот мир представляет собой последовательную]

смену эпох, составляющую некий цикл, после завершения которого