logo
учебник Солонин, Каганов

18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 447

начинается следующий цикл, в котором обнаруживается повторение

того, что имело место в предыдущем цикле. Каждая эпоха самоценна,

ибо она имеет свою логику и собственное обаяние.

Идею циклизма нельзя считать собственным изобретением Вико.

Одним из его ближайших предшественников на этом пути в европейской

науке был Н. Макиавелли. Но для Вико, историка гораздо

|более значительного, нежели Макиавелли, характерно более обстоятельное

и систематическое изложение этой концепции. Сам он

также не приписывает себе в этом первенства, напротив, прямо

называет некоторые авторитетные для него источники. Так, например,

в Приложении он пишет, что ≪преклонялся больше, чем перед

всеми другими, перед двумя учеными —Платоном и Тацитом≫1,

взгляды которых, лежали в русле циклических трактовок развития

культуры. Вико ссылается также на М: Т. Варрона —автора утерянных

сочинений о Римских Древностях, у которого была идея о

трех Временах Мира2, на некоторые другие источники.

В Книге первой, имеющей предваряющий характер, мыслитель

упоминает древнюю.истину египтян, рассказанную, как он отмечает,

Геродотом: ≪Египтяне все время Мира, протекшее до них, сводили к

трем векам: первому —веку богов, второму —веку героев, третьему

веку людей≫3, и это он принимает в качестве Основания

Всеобщей Истории, которую намерен создать. Таким образом, не

Вико является создателем концепции циклического развития истории,

его заслуга состоит в том, что он первым представил ее в

систематизированном виде, а также поставил ряд проблем, которые

были творчески восприняты последующими мыслителями.

Вико придерживался в своих воззрениях на историю человечества

мшкурейско-лукрециевых представлений, исходящих из. признания

процесса постепенного развития человечества, начинающегося с периода

первобытности. По мере исторической эволюции формируются и

сменяют друг друга различные эпохи. Сначала был ≪Век богов≫. О

нем идет речь в Книге второй ≪О Поэтической Мудрости≫. Люди

ел ми выдумали себе богов, считает Вико, ибо верили, что все необходимые

или полезные для рода человеческого вещи суть божества. Попы-

теологи основали языческие нации при посредстве мифов о бо-

Гах. Мифы, пишет Вико, были первыми историями языческих наций. И

потому первая наука, которой нужно научиться, с тем чтобы познать

прошлое человечества, —это мифология, т.е. истолкование мифов.

' Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 489.

2 См.: там же. С. 6.

1 Там же. С. 44. •,